Памятникам архитектуры откроют перспективу

10Рубрика | Законопроекты

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Правительство внесло в Госдуму проект закона, который запрещает размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия из Единого госреестра памятников истории и культуры, а также на их территориях.

Единственная лазейка для потенциаль­ных рекламодателей — возможность упоминания в качестве спонсора мероприятий, призванных привлечь на ­такие объекты заинтересованных посетителей.

Размещать подобные рекламные баннеры законом разрешено, однако совокупный размер баннеров всех спонсоров ограничен 10% площади рекламной конструкции.

Координатор «Архнадзора» Константин Михайлов инициативу законодателей приветствует. Комментировать ситуацию по всей России не берется, однако в Москве, замечает он, положение с информационной загрязненностью в настоящее время меняется к лучшему.

«Еще лет шесть-семь назад город был просто завешан наружной рекламой: не то что памятников, а даже каких-то перспектив улиц не было видно. В последние годы идет движение в правильном направлении. Это связано, я думаю, с тем, что масштаб проблемы наконец-то осознали. Причем не только визуальной проблемы, но и чисто экономической. Ведь огромное количество этих конструкций было установлено незаконно и приносило прибыли кому угодно, только не городскому бюджету. Стали с этим бороться, заодно и вид улучшился», — говорит эксперт.

В представленном проекте закона, ­однако, есть существенное уточнение: общие его нормы не касаются объектов, признанных ­достопримечательными местами.

Регулировать рекламу на этих территориях будут соответствующие органы по охране объектов культурного наследия. Михайлов не усматривает здесь ничего вопиющего: «Это следование общей силе закона об охране достопримечательных мест. За данную функцию ответственны специальные органы. Видимо, их и наделили необ­ходимыми полномочиями».

При этом, уточняет эксперт, крайне важно сформировать перечень критериев, согласно которым станет возможным разрешать либо не разрешать рекламу на достопримечательностях, чтобы решения не принимались «на глаз» и в зависимости от личных предпочтений. «Требования обычные: соблюдение исторического облика зданий, улиц и районов. То есть против них недопустима визуальная агрессия. Эти критерии надо прописать в законе или подзаконном акте».

Что касается мирового опыта регулирования наружной рекламы в исторических местах, то Михайлов предлагает ориентироваться на подобную практику во Франции и Италии.

«Мне кажется, там умеют держать бизнес в необходимых рамках. Реклама, которая размещена в многочисленных исторических городах и районах, не наносит вреда ни собственно памятникам, ни их визуальному восприятию». Б