Крым на переходе

48Рубрика | Регионы

Текст|  Елена ОСТРЯКОВА

Новые субъекты Федерации Крым и Севастополь в уникальной экономической ситуации. Руководители регионов строят смелые планы на будущее, справляясь при этом с ежедневными вызовами переходного периода.

Стерильный рынок банковских услуг

Проблема, которую почувствовал на себе буквально каждый крымчанин, — обрушение банковской системы. До отделения Крыма на полуострове было 77 банков, работало порядка 1800 отделений. В Севастополе 50 украинских банков имели более 200 отделений. В течение месяца после референдума практически все они ушли с полуострова. К началу мая в Крыму открылось 255 отделений российских банков, в Севастополе — 48. Лучше всего представлен Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), открывший 139 отделений.

В каждое из них выстраиваются огромные очереди. Стоят очереди теперь и на почтах, где из-за проблем с банками выдаются пенсии и социальные пособия. Люди в них, естественно, ропщут, но пока не на новые власти, а на украинские банки, которые ушли, бросив клиентов.

Исход финансистов под политическим давлением из Киева начался сразу же после референдума, а в первых числах мая Нацбанк Украины окончательно запретил банкам осуществлять деятельность «на оккупированной территории». Полуостров покинули и крупные банки России, имеющие «дочек» на Украине. Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Банк Москвы передали часть своих отделений РНКБ. Это явилось одной из причин досрочного перехода рес­публики с гривны на рубль — не с января 2015 года, а уже с июня 2014-го.

Уходили все по-разному. Одни, как «Райффайзен Банк Аваль», полностью рассчитались с вкладчиками, другие, как «Платинум банк», пытаются найти покупателя на свой портфель крымских кредитов, а некоторые, как Приватбанк и еще три украинские финансовые структуры, попросту кинули своих вкладчиков. Теперь выплачивать компенсации за утраченные вклады крымчанам будет Фонд защиты вкладчиков при Агентстве по страхованию вкладов. Предполагается, что претендовать на выплаты сможет 300 тысяч вкладчиков, на компенсации потребуется 60 млрд рублей.

Несмотря на все сложности у небольших банков, которые рискнули зайти на полуостров, дух захватывает от представляющихся возможностей. Всего за месяц счета открыли 90 тысяч физических и юридических лиц.

«Рынок Крыма практически стерилен. К нам уже с утра записываются сотни человек. Предприятия записываются за неделю, чтобы открыть счета, и открывают «букетом»: доллар, евро, российский рубль. Сейчас этот рынок пуст, и любой входящий получит свою долю качественных, полезных и преданных клиентов», — рассказывает Сергей Бритвин, председатель правления Крайинветбанка, открывшего в апреле два отделения в Севастополе и одно в Симферополе.

Банк, основным акционером которого является администрация Краснодарского края, рассчитывает расширять свою сеть, благо Центробанк регистрирует филиалы пионерам крымского рынка менее чем за сутки и обещает помочь в случае введения западных санкций.

Уже готовы рискнуть банки: «Рублев», «Финансовый стандарт», Джаст-банк, «Первомайский», самарский ФИА-банк и вологодский банк «Северный кредит». О намерении открыть свою сеть в Крыму заявил банк «Россия», подпавший под западные санкции.

 

Вместо потока капли

18 апреля Государственным агентством Украины по водным ресурсам была прекращена подача воды в Северо-Крымский канал, который обеспечивал 85% потребностей республики в пресной воде. Крымские власти обвинили Киев в политической мотивации и нежелании вести переговоры. Спустя еще две недели украинские власти начали строить дамбу поперек канала, чтобы вода на полуостров даже не просачивалась.

Сейчас оперативно решаются вопросы обеспечения населения пресной водой. Бурятся скважины, перенаправляются потоки немноговодных крымских рек. Однако эти меры рассчитаны в основном на водоснабжение населенных пунктов и не решат проблемы орошения сельхозкультур.

Речь идет о потере 120 тысяч гектаров угодий и убытках в 5 млрд рублей.

Минсельхоз просчитывает возможности компенсации селянам за потерянный урожай.

Но, как это часто бывает, кризис может подтолкнуть власти к давно назревшим переменам. Дело в том, что и сам канал, и вспомогательные мелиоративные системы за последние 20 лет были изношены почти на 70%. Многие электронасосы нуждаются в замене. К тому же у хозяйств зачастую не хватало денег на оплату электроэнергии, цена которой составляла 75% затрат на полив.

Все это привело к сокращению орошаемых земель. Во многих районах полу­острова угодья используются всего на 45–50%. При этом урожайность практически всех культур, кроме картофеля, последние 15 лет постоянно снижается.

Выход из ситуации был давно очевиден всем специалистам — капельное орошение. Эта технология позволяет не только снизить расход воды иногда до 80%, но и уменьшить площадь посевов за счет увеличения урожайности в 2–2,5 раза.

Многие хозяйства республики перешли на капельное орошение пять лет назад. Тем более что системы для такого орошения производит симферопольский завод «Сизакор».

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Крымское правительство заявило, что уже осенью начнет монтаж капельных систем орошения.

 

Туризм для бедных заменят на ведомственный туризм

В структуре крымского валового регионального продукта 60% приходится на сектор услуг. 77% жителей полуострова считает данную сферу основным или дополнительным источником дохода. Это косвенно свидетельствует о роли туристической отрасли в экономике полуострова.

Летом жители степных северных районов устремляются к морю, чтобы торговать, развлекать, подрабатывать официантами, посудомойками, да кем придется в курортных местечках.

Однако официально доля доходов от туризма в бюджете Крыма в последние годы не превышала 6%. Это не более 1,5 млрд рублей. Но учитывались только поступления от налогов с туроператоров, санаториев и отелей.

В прошлом году на полную заполняемость эти объекты смогли выйти лишь к 25 июля. И это при том, что власти отрапортовали об удачном сезоне и 6 млн туристах. Секрет прост: приезжие с Украины, которые составляли большинство отдыхающих, предпочитали официальным гостиницам подпольные мини-отели, организованные предприимчивыми гражданами в личных коттеджах. Эти люди не ходили в рестораны, а готовили сами и тратились только на самые незамысловатые развлечения.

По сути, весь курортный «бизнес» в Крыму сводился к тому, что бедные местные люди немного зарабатывали на приезжих бедных людях. Поэтому «провал» курортного сезона в этом году, о котором радостно пишет украинская пресса, может и не отразиться на бюджете как региона, так и многих его жителей.

Власти Крыма заявили, что ожидают приезда 3 млн российских туристов. Это вдвое меньше общего количества людей, отдохнувших на полуострове в прошлом году (эксперты назвали сезон лучшим за два последних десятилетия). 51,7% турпотока пришлось на граждан Украины, 40,2% — на россиян. При этом последние проводили на курортах в два раза больше времени, соответственно, тратили больше денег.

Власти региона рассчитывают компенсировать прогнозируемый отток туристов с Украины «ведомственным» туризмом из России. Министерство курортов Крыма сообщает, что уже достигло договоренности об оздоровлении на полуострове сотрудников таких российских госкорпораций, как «Газпром», «Росатом», «Транснефть», Национальная резервная корпорация, «Зарубежнефть», «Евросибэнерго» и РАО «ЭС Востока».

Отправить в республику своих сотрудников решили Министерство труда и социальной защиты Чечни, компания «Аэрофлот», МГТУ им. Баумана, а также Министерство соцзащиты населения Московской области. Власти этого региона планируют отправить на полуостров порядка 2 тыс. детей, 1 тыс. инвалидов и 1,7 тыс. детей-инвалидов. На сайте госзакупок 6 мая размещено 20 лотов на общую сумму 398 млн рублей на отдых пенсионеров, детей, инвалидов и работников.

По словам министра курортов Крыма Елены Юрченко, расходы на суточный отдых одного человека в летний период составят 1800 рублей. С учетом авиаперелета десятидневное пребывание в санаторном комплексе Крыма будет стоить около 25 тыс. рублей. А российские туроператоры заявляют о намерении продавать пакетные туры, стоимость которых около 16,5 тыс. рублей вместе с затратами на самолет. Пока недельный отдых в санатории или пансионате обходится в сумму порядка 12,5 тыс. рублей.

Рапортовать о том, что все проблемы преодолены, было бы преждевременным. Главная трудность предстоящего курортного сезона будет связана с тем, как доставлять туристов в здравницы. Ранее большинство отдыхающих добиралось в Крым поездами. Сейчас ввиду непростой политической ситуации на Украине предпочтение безопаснее отдать самолетам.

Государство готово субсидировать авиа­перелеты в объеме 700 млн рублей. Спе­ци­альные тарифы установлены на билеты из 16 городов. Цены в зависимости от региона колеблются от 2 до 7 тыс. рублей.

Кроме того, запущен в продажу единый транспортный билет «автобус — паром — автобус». Единым оператором по организации такого смешанного сообщения назначено АНО «Единая транспортная дирекция» (бывшая «Транспортная дирекция Олимпийских игр»). Единые билеты из Краснодарского края в различные курорты Крыма обойдутся пассажирам от 150 до 830 рублей.

Но скидки не решат всех проблем. Пропускная способность и паромной переправы в Керчи, и аэропорта в Сим­фе­ро­поле еще очень низкая. И здесь Крым сталкивается с глобальным вызовом. Полуострову жизненно необходима реализация стратегических инфраструктурных проектов. Это и строительство Керченского транспортного перехода, и новые аэропорты, и дороги. Да и сами крымские здравницы, сохранившиеся в основном со времен СССР, далеки от совершенства. Из пяти тысяч отелей лишь пять имеют категорию «пять звезд», 18 — «четыре звезды», еще 40 отелей являются трехзвездочными.

 

Госинвестиции или льготы для азиатских инвесторов

Если отталкиваться от Федеральной целевой программы «Социально-эко­но­ми­че­ское развитие Крымского федерального округа до 2020 года», которая сейчас разрабатывается Министерством регионального развития, главным инвестором в экономику полуострова должно стать государство.

Программа предусматривает общий объем вложений в течение пяти лет в размере 978 млрд рублей. 95% средств будет выделено из бюджета России. По мысли разработчиков, инвестиции позволят сделать Крым самодостаточным и бездотационным уже в 2017 году (украинский Крым был наполовину дотационным). После выполнения программы валовый региональный продукт возрастет в пять раз.

Разработчики концепции считают геостратегической задачей развития региона строительство Керченского транспортного перехода с двумя мостами: автомобильным и железнодорожным. На этот объект госкомпании «Автодор» может быть выделено 200 млрд рублей.

Всего на развитие транспортной системы полуострова планируется выделить 400 млрд рублей, или 43% общего объема финансирования программы. Помимо моста предполагается построить железные и автомобильные дороги, вложить деньги в порты и аэропорты.

На модернизацию промышленности Крыма, которая представлена 530 предприятиями и пока дает 16% наполняемости бюджета, будет затрачено 93 млрд рублей. В качестве приоритетов указываются энергетика, транспорт, мелиорация, а также развитие малого и среднего предпринимательства.

Что касается промышленных предприятий полуострова, то у них есть хорошие шансы получить солидный пакет госзаказов. Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает, что Крым открыл новые перспективы для судостроительной отрасли. Сюда могут быть переброшены заказы госкорпораций с балтийских и тихоокеанских заводов.

«Это «Роснефть», «Совморфлот», «Но­ва­тек» и «Газпром». Мы приступаем сегодня к созданию крупных кораблей, судов, морских платформ, добывающих платформ под арктический шельф», — заявил Рогозин в Крыму.

По мнению вице-премьера, хорошие шансы на получение госзаказа есть также у авиационных и приборостроительных предприятий полуострова. Кроме того, 23 крымских предприятия, имеющие отношение к ВПК, будут участвовать в реализации программы по вооружению.

Военно-промышленные предприятия Феодосии уже получили кредиты под государственные гарантии. Самый большой кредит в объеме 400 млн рублей достался судостроительной корпорации «Море». Феодосийские заводы впервые за много лет объявили прием сотрудников. Набирают людей оптический завод и институт аэроупругих систем.

Шансы на госзаказы есть и у керченского завода «Залив», обладающего сухим доком 300 на 70 метров, аналогов которому в России нет. А симферопольский завод «Фиолент» получил заказ от Рыбинской судостроительной компании «Вымпел» по техническому оснащению двух строящихся кораблей.

В оптимистические планы Мин­ре­ги­он­раз­вития по государственному инвестированию в Крым заложена определенная корректировка. Так, базовый вариант программы предусматривает объем вливаний почти в два раза меньше — 512 млрд рублей. Указан и минимально возможный вариант финансирования — 465 млрд рублей. Правда, в этом варианте, отмечают разработчики, поставленные цели развития республики реализованы не будут.

Компенсируют нехватку средств, очевидно, инвесторы со стороны. Желающие поучаствовать в самом масштабном из проектов — строительстве Керченского перехода — уже есть. Так, в прессе появилась информация о том, что Минтранс готовится заключить соответствующий контракт с двумя китайскими компаниями: частной China International Fund Ltd (CIF) и государственной China Railway Construction Corporation (CRCC).

Скорее всего, китайские инвесторы не ограничатся строительством моста. Осенью прошлого года, когда Крым был еще украинским, власти КНР заявляли о намерении построить на полуострове два глубоководных порта: в Севастополе и на западном побережье. Эти объекты с обширной вспомогательной инфраструктурой должны стать частью масштабного евразийского проекта — экономического коридора, получившего название новый Шелковый путь.

Азиатский регион выступит одним из самых активных инвесторов в экономику полуострова, считает министр по делам Крыма Олег Савельев. Среди возможных партнеров, которые будут вкладываться в создание высокотехнологичных отраслей экономики, он назвал помимо Китая Корею, Индию и Сингапур.

«Я рассчитываю в том числе на Син­га­пур, потому что с большинством проблем, с которыми мы сталкиваемся, сталкивался и Сингапур — с водоснабжением, с зависимостью от Малайзии и с развитием территории. Они очень похожи на те, что мы имеем в Крыму», — сказал Савельев в Симферополе.

Привлечь инвесторов на полуостров правительство предполагает за счет создания в республике особой экономической зоны, свободной от бюрократических и административных процедур. Правительство презентует проект как уникальный и не имеющий аналогов на территории России. Преференции не ограничатся льготными налогами и таможенным режимом. Будет создан кодекс ведения предпринимательской деятельности в Крыму.

«Крым становится площадкой новейших технологий государственного управления и эффективного использования ресурсов. Российская политическая и экономическая элита хочет реализовать на полуострове самые передовые идеи. Опыт эффективного управления экономикой в случае своего успеха будет постепенно распространяться и на другие регионы Российской Федерации», — заявил вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев.

Стратегические инвесторы, готовые вложить сумму от 150 млн рублей в течение трех лет, будут освобождены от всех видов налога, кроме регионального налога на прибыль и акциза. Портфельным инвесторам, которые, как ожидается, переведут в Крым капиталы из зарубежных офшоров, обещано освобождение от налогов на любые инвестиции на территории России. При этом о создании «отмывочного офшора» речь не идет, уверяет Савельев. Все капиталы, входящие на полуостров, легальные.

Со своей стороны власти Крыма тоже выступили с инвестпроектом, который предполагает строительство на полу­острове игорной зоны. На него уже собрано $1,5 млрд, и ожидаются еще вливания ведущих мировых компаний. Планируется создание 10 тысяч рабочих мест, освоение порядка 100 га территории, скорее всего, на базе неокупаемых здравниц. Соответствующий закон внесен в Думу президентом.

 

Особый город

Особняком от этих грандиозных планов стоит Севастополь. Ожидается, что и здесь будет создана особая экономическая зона, но концепция под нее разрабатывается не в Москве, а на месте. Этим занимается Агентство стратегического развития, которое возглавляет ставший уже легендарным народный мэр Севастополя Алексей Чалый.

Подробности готовящейся программы развития, которую обещают презентовать к концу июня, не разглашаются. Единственное, о чем обмолвились разработчики: никаких игорных зон в городе не будет. Основной акцент сделают на развитии высоких технологий.

Понятно, что базе Черноморского флота вписаться в крымский контекст сложно, да и не нужно. Последние заявления Министерства обороны подтверждают, что дремавший больше 20 лет флот начнет возрождаться, а это неизбежно повлечет за собой усиление военной составляющей экономики Севастополя.

«На сегодняшний день Севастополь — особое направление как в экономике, так и в политике России. У нас полное понимание в правительстве. Все наши просьбы удовлетворяются. Концепция развития Севастополя практически сложилась. Уже в июне мы начнем разработку Генплана с детализацией объектов. Главные приоритеты этих документов — восстановление изношенных на 70% инженерных сетей города, сохранение военно-исторического облика Севастополя, развитие портов и курортной сферы. Параллельно мы работаем по бюджету и внесению изменений в федеральные целевые программы, в которые Севастополь пока не включен», — рассказал исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло. Б