Как сделать кредитный менеджмент эффективным на 100%?
Рубрика | Консультации
Текст | Полина ГУЩА, генеральный директор ЗАО «Кофас Рус Страховая Компания», www.coface.ru
В условиях негативных тенденций в экономике, сложности политической обстановки и общемировой нестабильности вопросы управления дебиторской задолженностью и защиты активов очень актуальны. Наиболее уязвимым активом является именно дебиторская задолженность.
В последнее время кредитному менеджменту уделяется много внимания: изучаются и совершенствуются основы, практики, методологии управления дебиторской задолженностью. Многие компании уже на практике приступили к созданию систем внутреннего риск-менеджмента. Этот процесс имеет следующие ступени:
• организация кредитной политики компании;
• разработка методологии установления и мониторинга кредитных лимитов;
• назначение ответственных, разработка системы KPI;
• формирование пакета внутренней нормативной документации;
• подготовка необходимых IT-платформ.
Безусловно, количество ступеней варьируется в зависимости от уровня развития компании и сложности поставленных задач.
Несмотря на то что российский бизнес быстро развивается с точки зрения экономической грамотности, общий уровень знаний, а главное — практический опыт в кредитном менеджменте в нашей стране пока минимален. Особенно это касается удаленных от столицы регионов и государств постсоветского пространства. Основных очевидных причин этому две: менталитет (предпочитаем вести бизнес «по-русски» — на доверии и связях), а также полная нетранспарентность отечественного бизнеса.
К примеру, у вас есть покупатель и вам необходимо оценить его надежность и установить кредитный лимит. Вы запрашиваете у компании отчетность, но российский покупатель, это, как правило, группа из трех — пяти компаний, которые вы не всегда сможете идентифицировать. Компании не будут аффилированны, связи не проследить.
Вы по самой передовой методике рассчитываете необходимый кредитный лимит по компании с безупречной отчетностью. Но каков риск, что цифры в данной отчетности верны или что оценка вашего специалиста качественна? Мог ли ваш специалист пропустить какой-то важный факт? Каков уровень квалификации ваших специалистов? Сколько надо инвестировать в их постоянное развитие? Ведь способы фальсификации отчетности и мошеннических схем увеличиваются с той же скоростью, что и техники анализа.
Даже если ваш дебитор — крупная компания с именем, можно ли давать ей весь запрашиваемый лимит? Какова ее реальная платежная дисциплина и как она ведет себя в отношении поставщиков? У вас нет возможности проверить это, если это новый для вас покупатель.
Вы дали лимит, начали работать. Как оперативно получить информацию о том, что компания, например, сменила собственника, или что подала на банкротство пара ее дочерних компаний, или что у компании или ее собственника возникли претензии со стороны банка-кредитора, и о множестве других фактов, свидетельствующих о повышении вашего риска в отношении данного дебитора? Во сколько обходится качественный мониторинг для компании реального сектора? В условиях, например, если количество покупателей превышает 100 предприятий, проблема растет как снежный ком.
Ну и в итоге главный вопрос. Когда в силу каких-либо обстоятельств: ошибка вашего сотрудника, мошенничество дебитора, девальвация в стране, неудачное слияние-поглощение и т.д. — у вас возник убыток, кто его компенсирует? Кто будет заниматься урегулированием задолженности и сколько стоят услуги юриста высокой квалификации?
Список подобных вопросов можно продолжать очень долго.
Ответом на поставленные вопросы становится расширение внутренней практики риск-менеджмента и привлечение внешних специализированных партнеров. Если посмотреть на развитые мультинациональные иностранные компании, то, невзирая на наличие весьма прогрессивных практик кредитного менеджмента и штата опытных специалистов, практически все они пользуются дополнительными финансовыми инструментами, обеспечивая тем самым полную защиту своего актива — дебиторской задолженности. Таким образом, внутренний кредитный менеджмент только в сочетании с профессиональными финансовыми инструментами доводит свою эффективность до 90–100%. В противном случае инвестиции в развитие внутренних систем себя не оправдывают в полном объеме.
Основные инструменты, используемые в риск-менеджменте, делятся на три группы: факторинговые операции, банковские документарные операции (аккредитивы, гарантии) и кредитное страхование. Каждый из этих инструментов обладает своими преимуществами и недостатками.
Проведем короткое сравнение (см. таблицу).
Безрегрессный факторинг |
Аккредитивы/гарантии | Кредитное страхование | |
Стоимость услуги | Высокая | Средняя | Низкая |
Обеспечение | Нет | Есть | Нет |
Сложность документооборота | Высокая | Низкая | Средняя |
Эффективность для регулярных отгрузок | Да | Нет | Да |
Размер устанавливаемых лимитов на покупателя |
Ограничен. Как правило, лимиты открываются только на крупнейших дебиторов | Зависит от покупателя, его залогов | Достаточный, зависит только от качества покупателя, не от залогов |
Получение экспертной оценки качества покупателя | Да | Нет | Да |
Необходимость уведомления дебитора | Да | Да | Нет |
Удобство для экспорта | Трудное оформление, долгие сроки | Не для регулярных поставок, больше документов |
Просто, удобно, доступно |
Объем покрытия | 70% | до 70–100% | 80–90% |
В России чаще используются банковские операции и факторинг. Кредитное страхование же продукт для российского рынка достаточно молодой, но набирающий с каждым годом все бόльшую и бόльшую популярность. Если мы обратим внимание на рынки развитых стран, то там ситуация обратная. В некоторых странах застраховано до 80–90% товарооборота. Существует ряд причин, обуславливающих привлекательность данного финансового инструмента по сравнению с остальными. Вот самые основные из них:
— Стоимость кредитного страхования намного ниже аналогов. Этот продукт доступен для бизнеса даже с низким уровнем рентабельности в отличие от других аналогов, стоимость которых не всегда укладывается в маржу представителей некоторых отраслей.
— Высокая технологичность и простота. Нет утомительного документооборота, как, например, в факторинге. Все максимально упрощено и переведено в электронный формат взаимодействия. Профессиональные кредитные страховщики — это исключительно иностранные компании с развитыми, отработанными технологиями и более чем 70-летним опытом.
— Наличие достаточного количества устанавливаемых на покупателей кредитных лимитов. Подход кредитных страховщиков ощутимо отличается от банковских стандартов, обеспечивая тем самым бόльшую гибкость в принятии решений. Оценка идет не только на основании официальной отчетности, но и на основании большого количества прочей информации. При этом нет необходимости уведомлять покупателя о совершаемых действиях и вовлекать его в процесс.
— Кредитное страхование оптимизирует затраты компании на управление дебиторской задолженностью, а также превращает дебиторскую задолженность в высокоэффективные инвестиции (ведь отсрочку платежа можно предоставлять под проценты). Кроме того, кредитное страхование способствует существенному снижению затрат при выходе на новые рынки сбыта, в том числе за пределы России.
В то же время нельзя говорить, что кредитное страхование — это единственный идеальный инструмент риск-менеджмента. Все три вышеперечисленные группы различаются по своей сути и наиболее эффективны для разных ситуаций:
— Факторинг в чистом виде — инструмент для привлечения финансирования. Защита от риска минимальна, но факторинг помогает привлечь необходимые средства в оборот при отсутствии иного залогового обеспечения в достаточном объеме.
— Банковские операции привлекательнее для нерегулярных поставок и крупных разовых отгрузок, так как обеспечивают более длительные, нежели остальные инструменты, сроки постфинансирования. Также эти инструменты в большей степени позволяют переложить расходы на покупателя (оплачивает расходы ваш покупатель).
— В качестве самой эффективной схемы часто применяется сочетание всех данных продуктов в рамках одной компании. Так, например, некоторые компании используют регрессный факторинг вместе со страхованием, потому что в итоге стоимость и объемы кредитных лимитов получаются существенно лучше, нежели при безрегрессном факторинге.
Вариантов может быть достаточно много, и выбор их в первую очередь зависит от поставленных задач в рамках принятой компанией стратегии. Только четкое понимание целей поможет определить наиболее эффективный путь развития и необходимый набор финансовых инструментов. Б