Грузия мечтает не по-украински


24Рубрика | Сюжет месяца / Вокруг России

Текст | Тимур ХУРСАНДОВ

Грузия отказывается петь в антироссийском хоре.

Сначала 2000-х годов на постсоветском пространстве, пожалуй, не было бóльших друзей, чем Грузия и Укра­и­на. Флагманы «цветных революций» по понятным причинам тянулись друг к другу — их объединяли и противостояние «имперским амбициям» Москвы, и общие проблемы, и стремление в Евросоюз и НАТО. Даже при «промосковском» режиме Виктора Януковича отношения между Киевом и Тбилиси оставались более чем теплыми. Тем удивительнее, что к нынешним украинским событиям Грузия заняла довольно осторожную позицию.

 

Киев мне друг, но…

Когда в конце прошлого года на Украине начались события, в результате приведшие к падению режима Януковича, многие рассчитывали: новый Майдан и то, что за ним последовало, еще больше укрепит отношения Киева и Тбилиси. Однако надежды эти не совсем оправдались. Конечно, нельзя сказать, что Украина и Грузия разругались, но какой-то холодок пробежал. Например, совершенно понятно, что новые киевские власти ожидали от своих грузинских друзей намного большего по ситуации вокруг Крыма и в юго-восточных регионах Украины.

А реакция Тбилиси была неожиданно мягкой. Да, Грузия не признала референдум в Крыму. Однако, кроме России, его почти никто не признал. Да, в Тбилиси осудили присоединение полуострова к России. Этого не сделал только ленивый, и, кроме того, болезненность темы понятна, если не забывать об Абхазии и Южной Осетии. Довольно резко выступил грузинский парламент, но это прошло практически незамеченным.

В остальном формулировки, прозвучавшие из Тбилиси, на удивление сдержанные. «Грузия есть и остается рядом с теми странами, которые считают такую агрессию неприемлемой. В то же время хочу подчеркнуть, что наша внешняя политика в отношении России была ориентирована именно на то, что все проблемы — как между двумя странами, так и в целом в международном контексте — должны решаться путем переговоров и дипломатии», — заявил грузинский президент Георгий Мар­гве­ла­швили. По сути, это можно прочитать, как «мы, конечно, сочувствуем, но лезть не будем». Грузинский лидер призвал не горячиться и остальные страны, попросив международное сообщество оценивать крымские события «крайне спокойно, но в то же время принципиально».

Гораздо более эмоционально на Евро­май­дан и последовавшие за ним события отреагировал бывший грузинский лидер Михаил Саакашвили. Тут он оказался в своей стихии. Саакашвили с удовольствием колесил по украинским регионам, клеймил «кровавый режим» Путина, виновный, по его мнению, во всех бедах и Украины, и Грузии, и вообще прогрессивного человечества, пророчил Киеву победу и процветание, а московским властям скорое крушение, раздавал рецепты решения украинского кризиса.

Официальный Тбилиси, впрочем, эту активность экс-президента не оценил. Генеральный секретарь нынешней партии власти — «Грузинской мечты» — Каха Каладзе заявил, например, что Са­ака­швили и его партия «Единое национальное движение» используют украинские проблемы в своих политических целях. Бывший премьер-министр, основатель правящей коалиции Бидзина Иванишвили высказался еще резче. «Дворняжка не пригодилась дома и бегала по лесу», — так он описал постоянные вояжи Саакашвили на Украину и его выступления.

 

Профилактика Майдана

В чем же причины такой покладистости Тбилиси? Наверное, можно выделить две основные. Первая, скорее, надуманная, но тем не менее для нынешних грузинских властей пугающая. Это возможность новой революции. События на Украине и активное мелькание Саакашвили в связи с ними заставили Тбилиси занервничать: возникли предположения, что экс-президент и партия «Единое национальное движение» подумывают о том, чтобы вслед за украинскими коллегами зайти на второй круг революции. «Есть информация, что бывший президент озвучил идею Евромайдана. Говорят, эта тема активно рассматривается внутри партии», — заявил в середине апреля глава МВД Грузии Александр Чикаидзе.

По его словам, сторонники ЕНД пригласили из Украины активистов Майдана для «обмена опытом» и проводят подготовку к беспорядкам, в том числе запасаются покрышками, которые в Киеве стали одним из главных «орудий» протестующих. «Под прикрытием находится несколько неправительственных организаций, активно работающих, чтобы вывести людей на улицы, создать беспорядки, чтобы затем опять же их люди стреляли в кого-нибудь, и обвинить в этом власти. Планируется развернуть палатки, где мобилизуют 300–400 человек», — утверждал тогда грузинский министр.

Думается, однако, что такие заявления властей — мера, скорее, профилактическая. На деле же никаких предпосылок для революционной ситуации в Грузии нет. Рейтинг президента Маргвелашвили действительно довольно сильно упал, но это пока не привело к росту популярности оппозиции. Незаметно и протестных настроений у населения, так что массово вывести людей на улицы будет очень и очень проблематично.

 

Коней на переправе не меняют

Во-вторых, в свое время одним из основных пунктов программы «Грузинской мечты» была именно нормализация отношений с Россией. И с уходом Саакашвили она действительно началась, медленно, но верно. Впервые за много лет на российский рынок вернулись «Боржоми» и грузинские вина, овощи и фрукты. Налаживаются пока робкие, однако хоть какие-то контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран. И отказаться от этого даже ради поддержки старого друга Тбилиси не смог. Его бы просто не поняли сами грузины.

Тем более что поводов для раздражения Грузией у Москвы и без того достаточно. Совсем скоро Тбилиси должен подписать соглашение об ассоциации с ЕС, от которого под давлением России в прошлом году отказался Янукович, что фактически и привело к его свержению. А осенью, по мнению экспертов, Грузия вполне может получить план действий по членству в НАТО, то есть сделать первый шаг по вступлению в альянс. Так зачем лишний раз злить российские власти?

Кроме того, нынешнее грузинское руководство вообще не склонно к резким телодвижениям на внешнеполитическом фронте. Забот хватает и внутри страны. Дело в том, что в последнее время в руководстве страны наметился явный раскол.

 

Грузинская мечта у каждого своя

Когда в свое время Иванишвили выдвинул неприметного министра образования Маргвелашвили кандидатом на пост президента, мало кто сомневался, что последний полностью подконтролен своему покровителю. И после отставки Иванишвили эксперты в один голос утверждали: все равно именно он будет определять политическую жизнь в стране.

Но, как оказалось, у скромного, имеющего репутацию чуть ли не «ботаника» Мар­гве­лашвили на этот счет есть свое мнение. Он, например, отказался идти на сокращение полномочий президента, на котором настаивали «Грузинская мечта» и кабинет министров во главе с Ираклием Гарибашвили, затормозил принятие закона о досудебном допросе свидетелей, осуществил ряд самостоятельных кадровых решений.

Иванишвили это настолько не понравилось, что он даже выступил с публичной критикой главы государства. «Мар­гве­лашвили очень изменился. Это не тот человек, которого я знал до президентских выборов. Я разочарован. Мы с ним часто спорили, не соглашались друг с другом, но теперь лучшее — прекратить общение», — заявил он.

Маргвелашвили, впрочем, не сдается. Он, конечно, понимает, что в связи с разногласиями с правительством и бывшим премьером ему нужна поддержка. Рассчитывать на «Грузинскую мечту», очевидно, не стоит. Хотя партия и выдвинула Маргвелашвили в президенты, создана она по инициативе и на деньги Иванишвили и против него не пойдет. Поэтому нынешний президент решился на нестандартный шаг. Он пытается привлечь на свою сторону умеренную часть саакашвилиевского «Единого национального движения».

Эксперты указывают, что подтверждением такого курса можно считать, к примеру, то, что своим советником по внешней политике Маргвелашвили назначил Вано Ма­чавариани — брата одного из активных сторонников Михаила Саакашвили. Кроме того, сами «националы» не скрывают, на чьей стороне их симпатии в споре президента и бывшего главы правительства. Они вообще посоветовали Иванишвили не вмешиваться в политическую жизнь, раз он ушел в отставку. «Бесшабашный российский олигарх пытается управлять страной», — так выпады бывшего премьера в адрес Маргвелашвили прокомментировал один из лидеров ЕНД Гиви Таргамадзе. Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте