Города отдают губернаторам

12Рубрика | Взгляд на власть

Текст | Александр ШИРОКОВ

Госдума 15 апреля утвердила в первом чтении законопроект о двухуровневой системе самоуправления, имеющий массу спорных положений.

В первоначальном варианте законопроекта предлагалось для крупных городов внедрить систему, которая существует в некоторых муниципальных районах. Представительный орган города прямым голосованием не избирается. Город делится на внутригородские районы, там создаются администрации, избираются депутаты, и уже их представители по определенной квоте являются условными представителями всего города. То есть это не выбранные населением люди, а избранные у себя в районах и потом вошедшие в состав объединенного органа всего города.

Глава такого города не избирается, а нанимается по контракту. В конкурсной комиссии, которая готовит кандидатуры к назначению, принимает участие губернатор региона. И после этого во главе города появляется человек, которого у нас принято называть сити-менеджером, хотя это и не совсем верно.

Я могу перечислить политические мотивы, по которым эта реформа предлагается.

Официальный мотив: поскольку в крупных городах (представьте себе 500-тысячник) местная власть так же далека от населения, как и губернатор, то нужно приблизить власть к населению, создав все эти органы не в целом городе, а в его частях. Звучит хорошо, демократично. Но при этом надо понимать, что центральная власть (самого города) ослабевает естественным образом, так как она уже не прямо от населения, а опосредованно, потому что глава не от населения, а назначен, да еще и с участием органов государственной власти, поэтому им он становится более послушен.

Задача, которая не называлась, но очевидная для меня как для эксперта, — именно ослабление позиций крупных городов, потому что они экономические локомотивы, и государственная власть не хочет оставлять их «безнадзорными». Вы знаете, наверное, что у нас мэры городов — столиц субъектов очень часто находятся в конфликте с губернаторами. Так вот власти более высокого уровня надо, чтобы город был более или менее послушен.

Но при этом получается форменное безо­бразие в части управления городом. Если создавать внутригородские образования, значит, нужно отдать им часть полномочий. А где тогда хваленый принцип единства городского хозяйства, за который боролись начиная с 1990-х годов, когда формировалось законодательство? Тогда ставились ясные цели: категорически запретить дробление городов на внутригородские муниципальные образования. Дробление бюджета, собственности и всего остального, что следует за образованием внутригородских муниципалитетов, — все очень вредит устойчивому раз­ви­тию города.

Часть муниципальных районов уже работает по этой схеме. Но там идеология другая. Район — надстроечное «сооружение» над поселениями, сельскими и городскими муниципалитетами. Он не власть над ними, а как бы обслуживающая, сервисная структура. И в этом отношении его позиции усиливать не надо. Что касается города как единого целого, тут все наоборот: центральная власть города должна быть сильной. Потому что житель работает в одном месте, спит в другом, развлекается в третьем.

Была ведь большая беда — город То­льят­ти, который пытались поделить на районы. Один район, где вся промышленность и, соответственно, налоговая база, другой исключительно спальный, в котором налоговой базы нет, третий — старая часть города, где культурный центр. Попробуйте это раздробить — и у каждого свой бюджет будет. Глупость невероятная.

Я уже не говорю о том, что, согласно проекту реформы, представлять разные по численности населения округа в общегородской думе будет одинаковое число депутатов. Если гордума станет формироваться таким образом, то каждый представитель части города начнет тянуть одеяло на себя. Они предпочтут отстаивать не интересы города, а интересы района. Пропадает город как целостность. В итоге, скорее всего, городом будет править по своему усмотрению губернатор. Б

 

 

Широков Александр, профессор кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, кандидат политических наук.

Базовое образование — математика, дополнительное образование — экономика, политология. Образование за рубежом (Япония, США) — муниципальное управление, управление местными финансами.

В прошлом председатель городского Совета народных депутатов, заместитель главы администрации города Краснозаводска Московской области, руководитель департамента местного самоуправления Минрегиона России, Департамента муниципальной экономики и хозяйства Минэкономразвития России, заместитель директора по научной и образовательной деятельности федерального государственного научного учреждения «Российский научный центр государственного и муниципального управления».

Один из ведущих разработчиков федеральных законов от 28 августа 1995 года №154 ФЗ и от 6 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».