Александр ШОХИН: мы просто обязаны сделать российскую юрисдикцию одной из самых привлекательных в мире для ведения бизнеса


34-36Рубрика | Главная тема

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | ТАСС

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин рассказал нашему журналу о деятельности РСПП по улучшению делового климата в стране.

— Александр Николаевич, какую роль играет РСПП в формировании и артикуляции позиций бизнес-сообщества по актуальным вопросам регулирования экономики?

— Вы, конечно, знаете, что РСПП ежегодно организует Неделю российского бизнеса. В этом году в рамках НРБ мы про­вели около 20 мероприятий, конференций, форумов, круглых столов, различного рода координационных совещаний. На них обсуждались ключевые проблемы развития российской экономики, видение бизнеса.

Лейтмотивом наших дискуссий в этот раз была экономическая и геополитическая ситуация, в которой оказалась страна. Сейчас исключительно важный и ответственный момент, когда мы просто обязаны сделать российскую юрисдикцию одной из самых привлекательных в мире для ведения бизнеса, причем ­достаточно быстро.

Таким способом мы не только ответим на существующие вызовы, связанные с еще не преодоленным глобальным экономическим и финансовым кризисом, но и на новые вызовы, вытекающие из меняющейся геополитической ситуации.

Наши коллеги — члены РСПП — готовы к напряженной совместной работе с президентом, Администрацией главы государства и правительством в данном направлении. Приложим все усилия для успеха этой работы.

— Геополитическая обстановка сказалась на повестке мероприятий НРБ-2014?

— Безусловно, ведь мы стали свидетелями и участниками цепи политико-экономических событий, которые отразятся не только на жизни предпринимательского сообщества, но окажут влияние на общую экономическую ситуацию в России и мире в целом. Это и кризис на Украине, и присоединение Крыма, и санкции против нашей страны.

На НРБ, как всегда, активно обсуждались перспективы инвестиционного развития различных отраслей, однако особый акцент делался на их развитие применительно к Крыму и Севастополю. На мой взгляд, Крымский федеральный округ может стать хорошей площадкой для развития в России инновационного бизнеса и информационных технологий.

Мировая практика показывает, что в регионах, имеющих комфортные условия для жизни и отдыха, можно успешно формировать благоприятную среду для развития высоких технологий. Примеры таких регионов — Калифорния с ее Силиконовой долиной, Лазурный берег во Франции… Я думаю, Крымский полуостров вполне может стать еще одним примером такого рода.

Сейчас рассматриваются варианты создания на полуострове особых экономических зон всех видов, чтобы в сжатые сроки сделать Крым и Севастополь самодостаточными с точки зрения бюджетной обеспеченности.

Мы много говорили о проблемах банков, пострадавших от санкций США. Они вынуждены будут переходить на другие платежные системы взамен Visa и MasterCard или избавляться от карточного бизнеса. Не очень понятны мотивы Visa и MasterCard, реализовавших санкции в чужой юрисдикции, в нарушение российского законодательства. Ведь этот шаг с их стороны будет теперь серьезно мешать развитию их бизнеса, и не только в России.

Если же речь идет о санкциях в отношении конкретных собственников, то вариантами для компаний может быть либо смена собственников, либо поиск других операционных систем, которые не станут брать под козырек контролерам государств, введших санкции.

— Некоторые говорят о том, что и нам нужно ввести ответные санкции…

— Да, Россия могла бы ввести свои санкции, зеркальные или асимметричные… Но принцип «око за око» контрпродуктивен: ведь он может вызвать длительный процесс обмена ударами и контрударами. Втягиваться в эту игру наше правительство, уверен, не будет.

— Как вы оцениваете позицию рейтинговых агентств — фактически косвенные санкции?

— Ухудшение прогнозов S&P и Fitch по долгосрочному рейтингу РФ до негативного со стабильного в связи с возможными последствиями санкций со стороны ЕС и США, а затем и самих рейтингов способствовало повышению стоимости заимствований. Но оно не привело и не приведет к существенному оттоку капитала из России.

Может сократиться объем привлекаемых средств, а это, безусловно, для многих компаний чувствительно, поскольку российские компании, выходя из кризиса, привлекают более дешевое финансирование и рефинансируют некоторые свои долги.

Однако вряд ли повышение стоимости и, как следствие, снижение объема заимствований будет радикальным. Я думаю, кредитные и инвестиционные институты не станут делать резких движений. Они возьмут паузу, чтобы смотреть за ситуацией.

— Каков, на ваш взгляд, отток капитала из России? Что произойдет с рублем?

— В части оттока капитала и давления на рубль самые серьезные события уже позади, и дальше ситуация продолжит эволюционировать в мягком режиме.

Выйти из производственных активов достаточно тяжело, поэтому речь может идти в основном об уходе компаний с фондового рынка. Но в какой-то момент (и он во многих случаях уже настал) оказывается выгоднее покупать резко подешевевшие бумаги, и происходит новый приток капитала на фондовый рынок.

Нам нужно в первую очередь бороться за привлечение прямых инвестиций, а для этого создавать благоприятные налоговые режимы (что сейчас уже делается) и режимы административные: тиражировать опыт регионов, показывающих наибольшие объемы привлечения прямых инвестиций.

— Сегодня много говорится о необходимости деофшоризации российской экономики. Ваш взгляд на проблему?

— Деофшоризация должна рассматриваться не только как фискальная программа со стороны государства, но и как система стимулов для бизнеса не уходить за пределы российской юрисдикции или вернуться в российскую юрисдикцию.

Необходима система мер, направленных прежде всего на повышение привлекательности российской юрисдикции, в том числе привлекательности налоговых и административных режимов, защиту прав собственности, повышение эффективности деятельности судебной системы.

Позитивный сигнал — заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что в ближайшие несколько лет не будет расти налоговое бремя на бизнес. Нужны такие же сигналы и в сферах защиты собственности, в том числе интеллектуальной, борьбы с рейдерством, совершенствования судебной системы…

— Как РСПП участвует в сокращении административных барьеров для бизнеса?

— Тема административных барьеров, а также связанная с ней тема антикоррупционной политики государства и участия в ней бизнеса является предметом постоянного обсуждения РСПП с правительством и Администрацией президента России.

В ряде случаев мы продвигаемся довольно серьезно. Но появляются новые административные барьеры, и приходится с этими новыми барьерами бороться, подключая и кабмин, и Администрацию президента, и ведомства, системно отвечающие за создание благоприятной среды для бизнеса. Тем не менее общее число барьеров постепенно снижается.

Например, чтобы отстоять перед одним из надзорных органов, отвечающих за ветеринарию и санитарию, нашу позицию, мы вынуждены были подключить Контрольное управление президента России. И это довольно типичная ситуация: к сожалению, «не пущать», даже когда закон позволяет создавать благоприятные условия для коммерческой деятельности, — тенденция, идущая еще с советского времени.

РСПП полностью поддерживает идею президента России Владимира Вла­ди­ми­ро­ви­ча Путина о создании портала проверок и ведении реестра проверок. Эта идея не только отвечает интересам бизнеса, но заслуживает того, чтобы их можно было оформить через Закон «Об основах государственного и муниципального контроля».

— Одной из важнейших тем взаимодействия с властью для РСПП всегда являлось развитие рынка труда…

— Совершенно верно.

Мы обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой дать поручение о создании Национального совета развития квалификации. И такое поручение подписано. Нашу совместную работу с Пра­ви­тельством России по разработке системы профессиональных стандартов в ближайшее время доведем до ­логического завершения.

В положении о Национальном совете по развитию квалификации и в системе профессиональных стандартов зафиксирована предлагавшаяся нами позиция о том, что объединения работодателей будут играть ведущую роль в формировании таких стандартов.

— Какова роль Российского союза промышленников и предпринимателей в выстраивании системы евразийской интеграции?

— В рамках НРБ-2014 состоялось заседание Белорусско-казахстанско-российского бизнес-диалога по обсуждению положения договора о создании Евразийского экономического союза. Высказали целый ряд конкретных замечаний по отдельным разделам договора.

С нашей точки зрения, в самом тексте документа должна быть статья об участии бизнеса в экспертизе нормативно-правовых актов, которые принимаются в развитие данного договора. Это бы существенно улучшило качество регулирования бизнеса в России и других государствах союза. Б

 

Интервью подготовлено
с использованием информационных материалов портала rspp.ru

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте