Вертолеты и композиты

9Рубрика | Регионы

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Власти Татарстана несколько лет назад сделали ставку на развитие инноваций — как в производстве, так и в других отраслях экономики.

В то время как многие экономические зоны в России оказались неэффективными, ОЭЗ промышленно-производственного типа «Елабуга» в Татарстане не только процветает, но и стала одним из самых успешных проектов такого типа в России. По словам председателя правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Шамиля Агеева, в ней уже зарегистрирован 41 резидент.

Кроме этого в республике действуют четыре индустриальных парка, технополис «Химград», 14 технопарков, два IT-парка — в Казани и Набережных Челнах.

«Я сейчас читаю распоряжение Пра­ви­тель­ства России от 19 марта, в котором предлагается «утвердить комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принцип наилучших доступных технологий». Между тем наша республика уже движется в этом направлении», — ­утверждает эксперт.

«Находящийся в Казани федеральный университет полностью переоснастил свою технологическую базу, свои лаборатории и центры — как раз по принципу «наилучших доступных технологий». На одном совместном предприятии ведутся работы по созданию композитных материалов. Казанский авиационный университет совместно с Российской академией наук занимается созданием Центра лазерных технологий», — перечисляет руководитель ТПП Татарстана.

«Инновационные технологии разрабатываются и применяются у нас в медицине (завод медоборудования), фармацевтике. В самолетостроении, к сожалению, нет, но есть в строительстве вертолетов: казанский завод в настоящее время осваивает новую модель «Ансата», — рассказывает Агеев.

Помимо федерального бюджета большой инвестиционный вклад в инновационное развитие республики делают «Татинвестхолдинг» и одно из крупнейших и старейших предприятий региона — КамАЗ. Автомобильный гигант стоял у истоков камского индустриального парка «Мастер», где реализуется несколько инновационных проектов, результаты которых используются в производственном цикле КамАЗа. «КИП «Мастер» на КамАЗ очень сильно «заточен», ведь КамАЗ в свое время предоставил им площади и льготные условия сотрудничества, — говорит Агеев. — И по своей новой кабине, и комплектующим, и по импортозамещению они достаточно плотно работают. В апреле вице-премьер Дмитрий Рогозин привезет туда около 200 руководителей предприятий изучать опыт внедрения бережливого производства».

По словам эксперта, для работы в инновационных центрах республики привлекаются не только местные специалисты, но и работники из других регионов России и зарубежья. Планируются к реализации совместные проекты с крупными мировыми производителями.

«Недавно президент Рустам Мин­ни­ха­нов летал в Японию. Делегация Татарстана проводила там переговоры с Mitsubishi. Премьер-министр Халиков, несмотря на готовящиеся и введенные западные санкции, в десятых числах марта участвовал в переговорах с концерном Bombardier в Канаде. Плюс наш венчурный инвестиционный фонд активно работает, имеет свое представительство в США», — сообщает глава ТПП Татарстана.

На вопрос, какие он видит препятствия для развития инноваций, Агеев отмечает неприспособленность федерального налогового законодательства к развитию высокотехнологичных производств. «Очень большие социальные взносы на начальный период. Не отработаны механизмы защиты интеллектуальной собственности. Однако все, что можно сделать на региональном уровне в этих условиях, мы делаем», — говорит собеседник журнала «БОСС». Б