Меньше, но крупнее

14Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Андрей ЧЕРНОГОРОВ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действии. Первые итоги и прогнозы.

Первые месяцы работы контрактной системы показали, что вступление в действие новой системы госзакупок прошло относительно безболезненно. Отчасти это связано с тем, что многие государственные заказчики застраховали себя от неопределенностей переходного этапа, реализовав свои потребности на первую половину 2014 года в конце 2013-го и проведя массированные закупки по 94-му закону. Еще одно наблюдение: новые процедуры закупок, которые вводятся Законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием и др., — пока используются мало. Это понятно: заказчики не спешат действовать в условиях неопределенности, когда законодательная база еще не до конца сформирована — процесс принятия подзаконных актов завершится лишь к лету 2014 года.

Как известно, последние пять лет количество предприятий — участников системы госзаказа росло. Так, в 2009 году в системе госзакупок работало 15–20 тысяч поставщиков, а в 2013-м, в последний год действия 94-го закона, поставщиков было уже около 250 тысяч. Переход к контрактной системе, на мой взгляд, не будет способствовать дальнейшему росту количества поставщиков. Скорее, наоборот: предприятий — участников системы госзаказа станет меньше, и они будут крупнее. Дело в том, что в 44-м ФЗ заложено немало экономических ограничений, которые на руку среднему и крупному бизнесу, нежели малому. И это правильно, поскольку одна из целей, преследуемых контрактной системой, — повышение качества поставок, а выдержать показатель качества на высоком уровне больше под силу среднему и крупному бизнесу. С рынка уйдет прослойка посредников, сложнее станет работать предприятиям-однодневкам. Это приведет к очищению системы госзакупок, и уровень «шума» в ней будет меньше.

Важнейший вопрос, который предстоит решить в ближайшее время, — это реформирование системы электронных торговых площадок (ЭТП) для размещения госзакупок. Роль, которую предстоит играть ЭТП в рамках контрактной системы, гораздо более значительная, чем при предыдущей системе госзаказа.

С 2009 года, последние четыре года действия 94-го закона, до ведения электронных госторгов было допущено пять официальных операторов электронных площадок. Не думаю, что в рамках новой системы госзакупок нас ждет существенное их увеличение. Мой прогноз: максимум десять ЭТП — просто потому, что в России нет большего количества электронных площадок, способных переварить весь объем операций, которые требует от ЭТП контрактная система. Остальные электронные площадки настолько невелики, что доверять им проведение такого объема сложных операций — дело чрезвычайно авантюрное.

Однако вопрос даже не в том, сколько будет официальных операторов для проведения электронных торгов, а в том, какие именно это будут электронные площадки.

Одна из гипотез, которая сегодня активно обсуждается, — банковские ЭТП. Данное предположение вполне может стать реальностью. Во-первых, так сложилось, что ныне практически все крупнейшие российские ЭТП принадлежат банкам. Во-вторых, потому, что это соответствует еще одному тренду 44-го закона — банки должны стать одним из ключевых элементов в структуре контрактной системы. В русле этого тренда уже принят ряд правительственных документов: закреплены требования к форме банковской гарантии, используемой для целей закона о контрактной системе, утвержден перечень банков для ведения счетов ЭТП с целью учета вносимых участниками денежных средств в качестве обеспечения заявок, установлены требования к устойчивости таких банков. Поэтому принадлежность крупнейших электронных площадок ведущим российским банкам неслучайна и имеет явный синергетический эффект с теми функциями, которые банкам предстоит осуществлять в рамках контрактной системы, — проводить мониторинг финансового состояния участников системы госзакупок, предоставлять все виды банковских гарантий, вести банковское сопровождение исполнения контракта, обеспечивать контроль использования бюджетных средств. Б

 

 

ЧЕРНОГОРОВ Андрей, генеральный директор ООО «Электронная торговая площадка Газпромбанка», ответственный секретарь
комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем, член экспертного совета НРПЗ.

Окончил ГУ «Высшая школа экономики» по специальности «Финансы и кредит». Прошел курс Managerial Accounting and Financial Control в Лондонской школе экономики (LSE).

В 2006–2009 годах занимал пост руководителя департамента маркетинга компании SETonline. Участвовал в создании первой ЭТП в России. С 2009 по 2012 год — первый заместитель руководителя ОАО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП), первой в России электронной торговой площадки по госзаказу.

С 2012 года — генеральный директор ООО «Электронная торговая площадка Газпромбанка».