«Зимовать» в больницах не дадут

8Рубрика | Отрасли

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Сфера здравоохранения в начале года вновь оказалась в центре внимания центральной власти. По итогам январского совещания у президента Путина был дан ряд важных поручений по реформированию отрасли, с тем чтобы оптимизировать нагрузку на бюджет.

Особое внимание на последних совещаниях уделено развитию «стационарозамещающих» технологий лечения. Расширение амбулаторной помощи, помощи на дому, усиление роли поликлиник, различного вида патронажной медпомощи — все существующие в мире виды помощи, альтернативные пребыванию пациентов в больницах, в ближайшее время будут активно внедряться в России.

«Есть много больниц, которые не развиваются технологически, в которых не развиваются врачи. Туда ложатся просто для того, чтобы полежать, «перезимовать», — это не совсем правильно, — поясняет директор Федерального государственного научно-клинического центра оториноларингологии, член Общественной палаты Николай Дайхес. — Другой вопрос, что надо очень внимательно подходить к этому с учетом масштабов нашей страны, с учетом того, что бо2льшая часть территории представлена сельской местностью. Там люди порой живут на достаточно большом расстоянии от лечебных учреждений, а значит, и от возможности получить ­стацио­нарозамещающую помощь».

По мнению эксперта, «посыл президента и Минздрава здесь абсолютно правильный, но очень многое зависит от того, как руководство отрасли на местах объяснит людям необходимость перемен».

В перечне поручений президента — поиск источников финансирования для оказания высокотехнологичной медпомощи. Николай Дайхес считает, что само существование такой системы — важнейшее социальное достижение федеральной власти за последние десять лет.

«По этой программе мы помогли тысячам людей с самыми тяжелыми патологиями, детям. Раньше родственникам приходилось квартиры продавать, чтобы получить помощь в кардиохирургии, трансплантации, во многих других областях, — сегодня все это делается бесплатно. Да, есть проблемы, в каких-то местах очереди, где-то не хватает объемов лечения. Но огромное преимущество — то, что такой ресурс в стране в принципе существует».

Однако он же признает: давление Мин­фина, с тем чтобы сократить эту программу, усиливается.

«С 1 января 2014 года эту программу собирались перевести в систему ОМС. Что, естественно, было абсолютно нереально, ведь в этой ситуации высококвалифицированная помощь во многих случаях стала бы невозможной, и программа бы просто умерла, — уверен Дайхес. — На последней встрече, где присутствовали президент, руководство Минздрава и Минфина, мы пришли к общему мнению, что нужно внимательно посмотреть на учреждения, которые оказывают высокотехнологичную медпомощь. В первую очередь надо сохранить лидеров в каждом направлении медицины».

Отдельной строкой на этом этапе реформы идет увеличение роли государственно-частного партнерства. Пока доля госчастного партнерства в здравоохранении в общем объеме ГЧП в России не превышает 1%.

«Я не сторонник коммерческой медицины, особенно в том виде, в котором она существует в нашей стране. Она у нас осталась на уровне дикого капитализма ­1990-х. Поэтому важен именно путь ГЧП, когда возможности бизнеса и государства в здравоохранении объединяются, — говорит Николай Дайхес. — Здесь нужны четкая законодательная база, правила игры. Такой подход скажется и на качестве лечения, и на подготовке кадров, и на возможности более серьезного обучения врачей, улучшении качества лечения в больнице. Но самое главное, что останется очень четкий и понятный государственный контроль за лечением». Б