Встав с колен, встать со стула


13Рубрика | Взгляд на экономику

Текст | Павел МЕДВЕДЕВ

Рекордное ноябрьское падение курса рубля совпало по времени с отзывом лицензии и последующим требованием ЦБ признать банкротство Мастер-банка (См. по данной теме также статью на стр. 20).

Такое совпадение не случайно, но очень нефундаментально. На рынке присутствует много людей, легко поддающих­ся панике. И они реагируют на события, которые часто не имеют никакого отношения к делу, например, бегут в обменники и увеличивают спрос на валюту.

На нашем рынке этот эффект проявляется еще не так сильно, как, скажем, на американском, где миллионы людей накопили за свою жизнь условно по 100 тысяч долларов каждый. Когда им кажется, что что-то происходит (а на самом деле ничего особенного не происходит), они с этими тысячами долларов кидаются то в одну сторону, то в другую и на короткий срок дестабилизируют рынки. Я думаю, что история с Мастер-банком сыграла на нашем рынке такую же роль, но у нее был очень короткий эффект.

Идеальная надзорная система отзывает лицензии до того, как банк проедает капитал. И тогда отзыв лицензии должен волновать исключительно собственников банка, потому что только они что-то теряют — именно ту часть капитала, которая проедена. А все кредиторы банка получают полное удовлетворение, потому что дебет сходится с кредитом.

Но это трудно сделать, а с нашим законодательством невозможно. У нас есть дыра, которую, например, мне, пока я был депутатом Госдумы, не удалось залатать. Нужно надзорному органу дать право принимать юридически значимые решения, опираясь на профессиональные суждения, как во всем цивилизованном мире.

У нас такое решение не прошло, я думаю, под влиянием двух сил — добросовестной и недобросовестной.

Недобросовестная сила этому препятствовала, потому что ей невыгодно, чтобы у банков слишком рано отзывались лицензии. Добросовестная же говорила, что нашему надзорному органу такое право дать нельзя, потому что будут злоупотребления. Нужно, чтобы все юридически значимые действия опирались на четко прописанные основания. Чтобы в суд можно было принести какое-то неравенство («капитал больше чем сколько-то — не отзывать, а когда меньше чем ­сколько-то — отзывать»), а не чувство надзирателя.

На Западе такое возможно, а у нас принципиально невозможно. Центральный банк пытался лет 15 назад отзывать лицензии, по существу, на этом принципе — профессионального суждения — и проигрывал суды. И это было очень плохо, это было еще хуже, чем сейчас. Потому что пока суд да дело, как шутили банкиры, из банка уносили последний стул. Сейчас все-таки из Мастер-банка последний стул не унесли, что-то за душой у них осталось. Так что упрекать Центральный банк нельзя.

Хотя формально он нарушает закон. По закону он должен отзывать лицензию обязательно, когда достаточность капитала 2% или ниже. Если Центральный банк подает в суд иск о банкротстве — это значит, он сам расписывается в том, что нарушил закон.

Многие говорят сейчас, что на рубль влия­ет таргетирование инфляции. Влия­ет, но не сильно. Во времена Сергея Ду­би­ни­на или Виктора Геращенко ЦБ манипулировал курсом — продавал или покупал доллар в огромном количестве. Ныне он делает это, но в меньшей мере.

Для ослабления рубля есть фундаментальные причины. Сальдо текущих операций становится все хуже и хуже; все более заметная часть денег уводится за границу, поэтому появляется дефицит иностранной валюты, и она дорожает.

Владимир Путин уже в который раз повторяет, чего нужно добиться, чтобы нащупать правильный курс, а мы ленимся его послушать. Он говорит, что нужно улучшить инвестиционный климат. Это единственное, что нас может спасти. Но, правда, чем дальше, тем меньше вероятность этого. Россия уже встала с колен, а мы со стула все никак встать не можем, чтобы пойти этот инвестиционный климат чинить.

Если экономика не улучшится, рубль может валиться всю оставшуюся жизнь, пока действительно не превратится в такую же резаную бумагу, какой был в 1991–1992 годах. 

 

 

Медведев Павел Алексеевич, советник председателя ЦБ РФ, бывший финансовый омбудсмен, депутат Государственной думы первых пяти созывов, доктор экономических наук, профессор.

Родился 13 августа 1940 года в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (1962) по специальности «Математика», аспирантуру мехмата МГУ (1965). Кандидат физико-математических наук (1967). Доктор экономических наук (1987). Автор более 100 научных публикаций.

В 1965–1968 годах — преподаватель кафедры математики Военно-инженерной академии.

В 1968–1992 годах — старший преподаватель, доцент кафедры математических методов анализа экономики экономического факультета МГУ.

С 1992 года — профессор экономического факультета МГУ.

В 1993 году избран депутатом Государственной думы. В этом качестве прослужил до 2011 года.

С сентября 2010 по февраль 2012 года занимал пост финансового омбудсмена Ассоциации российских банков.

В настоящее время — советник председателя Центробанка РФ.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте