Расселить, но без директив

12Рубрика | Взгляд на власть

Текст | Иосиф ДИСКИН

Глава Минрегиона Игорь Слюняев предложил расселить россиян вдоль границ и морского побережья, объяснив это необходимостью «удержать территорию». В своем предложении он ссылается на опыт Австралии, где внутри континента — пустыня, и Канады, которая расположена в схожих с российскими климатических условиях.

Мотивация «для того чтобы удержать территорию» странная. Мы же не собираемся расселять людей на Северном полюсе, но Северный полюс собираемся удерживать. Для этого есть специально обученные, Конституцией предназначенные силы и средства. Люди там совсем не обязательны.

Другое дело, что вдоль морей существуют достаточно большие залежи природных ресурсов, освоение которых экономически целесообразно. Только вот времена, когда можно было определять директивно, где должны люди селиться, уже прошли. Поэтому есть резон создать обширные стимулирующие меры, которые позволят людям жить на этих территориях комфортно.

Как раз таким образом развивались поселения в Канаде и Австралии. Там создавали льготные условия, освобождали от налогов, предоставляли людям уже готовое жилье — из сборных конструкций. Видимо, именно этот опыт Слюняев и имел в виду. Тогда все верно.

Что касается приарктических территорий, то их абсолютно правильно осваивать сочетанием вахтового метода и тыловых городов.

С одной стороны, конечно, в регионе уже есть города вроде Нарьян-Мара — это будет тыловая база полярных проектов «Роснефти». Совершенно живой, движущийся, процветающий город, весь в кранах, дорогие автомобили ездят. Такие города надо поддерживать.

С другой — нужно закончить строить там новые поселения, но развивать базовые города, которые располагались бы на 500–600 километров южнее тех мест, где уже существуют более-менее приличные условия жизни.

Одним вахтовым методом, конечно, не обойдемся. Базу все равно надо создавать, чтобы размещать сервисные, снабженческие, ремонтные структуры. И сочетать это с вахтовым методом как основным. Тогда все будет ровно — так, как это сделано на Аляске: Ном — и огромное количество вахтовых поселков.

Год назад глава Минрегиона предлагал реализовать и другую масштабную идею: потратить 1 трлн рублей на программу «нового федерализма», призванную уравнять бедные и богатые регионы. Действительно, отстающим регионам нужны стимулирующие меры. Безусловно, там необходимы масштабные траты; и сумма в 1 трлн рублей как раз примерно и требуется. Но это не бюджетные деньги.

Яркий пример реализации стимулирующей политики — Чукотка, которая из дотационного превратилась в регион-донор и уже в течение довольно длительного времени им является.

Что ей позволило совершить такой скачок, можно описать если не в двух, то в трех словах — Роман Аркадьевич Абрамович. Он вложил огромные деньги в добычу золота, в разработку нефти и газа — после того как региону были предоставлены льготы.

Не всюду есть такой богатый губернатор. Но путь Чукотки показывает, что если создать преференции для привлечения инвестиций, то, допустим, Камчатку вполне понятно, как превратить в донора. А дальше можно идти южнее и южнее.

 

 

Дискин Иосиф Евгеньевич, заместитель председателя Научного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения, член ОП РФ. Родился 10 июня 1948 года в Москве. Окончил факультет экономической кибернетики Московского института народного хозяйства имени Плеханова по специальности «Экономист-математик». Доктор экономических наук.

В 1973–1977 гг. — член Московского городского совета молодых ученых и специалистов МГК ВЛКСМ.

В 1988–2003 гг. — заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе Института народонаселения РАН.

В 1991–1993 гг. — приглашенный исследователь центра «Запад-Восток» Университета Дьюка, США.

В 1995–2000 гг. — советник председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации на общественных началах, член Консультативного совета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

В 1998–2003 гг. — генеральный директор ЗАО «Констеллейшн 3-Ди Восток».

С 2003 года по настоящее время — президент ЗАО «ФЛУРИНТЕК».

С 2003 года по настоящее время — главный научный сотрудник Института народонаселения РАН.

С 2007 года по настоящее время — заместитель председателя Научно-экспертного совета ВЦИОМ.

С 2003 года по настоящее время — сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Совет по национальной стратегии».