Повод для торга

15Рубрика | Взгляд на общество

Текст | Дмитрий СУСЛОВ

Обнародованная Эдвардом Сноуденом информация о том, что американское Агентство национальной безопасности в рамках проектов UPSTREAM и PRISM прослушивало в том числе глав государств — ближайших союзников США, казалось, способна серьезно пошатнуть репутацию сверхдержавы.

Я абсолютно уверен, что лидеры западноевропейских государств, американских союзников в целом, да и руководители подавляющего большинства стран мира отдавали и отдают себе отчет, что США проводят политику тотальной слежки.

Эта деятельность ведется еще со времен холодной войны. Вспомним, что в 1960 году был уже тогдашний «аналог» Сноудена, когда пара американских перебежчиков рассказала о том, что АНБ следит за всем миром. Причем и тогда скандал заключался в том, что США следят не только за странами Варшавского договора, но и за собственными союзниками.

Естественно, международные отношения философски основаны на недоверии. Любое государство стремится употребить весь арсенал возможностей для усиления своей национальной безопасности. И если какая-то дополнительная техническая возможность для этого появляется — даже если международное право запрещает ей пользоваться, — любое мало-мальски состоятельное государство ее использует.

Что касается электронной разведки, то тут США, безусловно, применяют весь потенциал возможностей. Действительно, есть очень тесные связи между руководством АНБ и киберкомандованием, которое недавно было создано в структуре Объединенного комитета начальников штабов. И это сотрудничество, эта деятельность продолжатся.

Конечно же, это некий психологически неприятный момент в отношениях Соединенных Штатов со своими союзниками. Конечно же, союзники будут использовать такой момент в качестве причин для торга — для выбивания неких дополнительных уступок от США, например, ведя переговоры по зоне свободной торговли США — Евросоюз. Это инициатива, которую активно продвигает в первую очередь администрация Обамы.

Естественно, азиатские союзники будут использовать это для выбивания уступок от США по Транстихоокеанскому партнерству. Но: данный раздражитель никоим образом не может поколебать сами основы союзнических отношений США с этими странами, поскольку на сегодняшний день распределение сил в мире складывается таким образом, что американские союзники и в Европе, и в Азии зачастую нуждаются в Америке в гораздо большей степени, чем сама Америка в них.

Европейцы проваливаются и в области интеграции, и в области устойчивости социально-экономических систем, и тем более в области военных расходов. Мы знаем, что они сокращают их, а в обозримой перспективе потеряют способность вести мало-мальски интенсивные военные конфликты. И сами европейцы в первую очередь заинтересованы в сближении с Соединенными Штатами. Именно европейцы периодически заявляют озабоченность тем, что США переориентируются на Азию, говорят о сокращении своего наземного присутствия в Европе. Никто не выступил против создания Соединенными Штатами ЕвроПРО, никто не выступает за роспуск или ослабление НАТО и никто не выступает против трансатлантической зоны свободной торговли — напротив, сами европейцы уцепились за эту идею.

В Азии ситуация еще более драматичная. Большинство американских союзников страшится усиления Китая. И в этой связи они, безусловно, будут бояться каким-либо образом дестабилизировать свои отношения с Вашингтоном.

Мы видим, насколько серьезные опасения среди американских союзников на Ближнем Востоке: что США, во-первых, сблизятся с Ираном, а во-вторых, как-то снизят свое внимание к региону.

Поэтому как разменная монета, как повод для французов пофрондировать в очередной раз, а для немцев выкатить какие-то встречные претензии к США этот фактор будет работать. Но как фактор, оказывающий решающее влияние на союзнические отношения с США, — безусловно, нет.

Единственное — будут пытаться согласовать некие правила игры, чтобы не доходило до совсем уж анекдотических ситуаций. Грубо говоря, чтобы США не прослушивали лично глав государств в момент саммитов «Большой двадцатки». Ну а то, что слежка эта будет продолжаться, — понятное дело. 

 

 

Суслов Дмитрий, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований, старший преподаватель кафедры мировой политики ГУ ВШЭ.

В 2001 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Международные отношения».

В 2002–2004 гг. — международный корреспондент «Независимой газеты». За этот период опубликовано более 300 информационных и информационно-аналитических статей, комментариев и интервью в данном издании. В 2003–2004 гг. работал координатором программы Россия — США Института внешней и оборонной политики.

Соавтор более чем 150 аналитических материалов для органов государственной власти РФ по вопросам внутреннего развития Европейского союза и отношений Россия — Европейский союз в 2004–2009 годах. Основной автор ежемесячных аналитических обзоров по отношениям России и Европейского союза. Аналитические обзоры подготовлены в составе рабочей группы Института Европы РАН, СПОВ и Института стратегических оценок и анализа (ИСОА) под руководством С.А. Караганова.