Зарабатывать, не тратить

4Рубрика | Президентские / Правительственные программы

Текст | Николай Анищенко

Одним из самых больших сюрпризов этого года стало создание президентом Путиным Министерства строительства и ЖКХ, которое возглавил экс-губернатор Ивановской области Михаил Мень.

Член Общественной палаты, первый зампредседателя ООО «Все­рос­сий­ский совет местного самоуправления» Светлана Разворотнева поясняет, зачем понадобилось новое ведомство:

«В предыдущем формате были разобщены нормотворческие функции и функции реализации программ, мониторинга. Первое было в Минрегионе, второе — в Госстрое. Тут возникали несостыковки.

ЖКХ — огромная и, наверное, самая проблемная отрасль. И когда ею занималось одно управление министерства, наверное, этого не хватало. Но надеяться на то, что вот создадут новую структуру — и она сразу даст результат, достаточно сложно. Потому как у нас вся сфера ЖКХ — одна большая проблема, не знаешь, за что хвататься в первую очередь».

По ее словам, важнейшее направление, которым будет заниматься новое министерство, — проведение капитального ремонта в регионах с 2014 года. «Практически везде в регионах уже приняты законы о капитальном ремонте. Но не все понимают, как это дело реализовать. И здесь, с одной стороны, методическая роль министерства очень высока, с другой — все ждут от федерального бюджета софинансирования по программам капитального ремонта, потому что без этого многие регионы просто не смогут их выполнять. А с граждан деньги будут собираться. Это может дискредитировать реформу на первом ее этапе. Как Михаил Мень станет решать эту проблему, я не знаю. Бюджет-то уже сверстан, и расходы на ЖКХ там предусмотрены минимальные. Единственная программа «Жилище» — она также сокращена».

Второе направление — модернизация коммунальной инфраструктуры. «Здесь полная засада: 70-процентный износ. Средств на это практически не выделяется. Но даже у тех небольших денег, которые идут на модернизацию коммунальной инфраструктуры в малых городах (до 250 тысяч населения) в рамках Фонда содействия реформированию ЖКХ, ограниченный круг использования: только на погашение кредитных ставок и разработку документации. В таких условиях нет желающих эти проекты делать. Всем остальным говорят: привлекайте инвесторов. Но это практически нереально, потому что инвесторам это не очень интересно сейчас, в том числе из-за длительной отдачи».

В-третьих, новое ведомство должно будет совершенствовать систему управления многоквартирными домами. «При принятии Жилищного кодекса почему-то считалось, что собственники сознательные, грамотные, будут собираться, выбирать правильную управляющую компанию, заключать правильный договор, контролировать ее, если она что-то делает не так. Жизнь показала: не получается. Собрать общее собрание практически невозможно. Контроля за деятельностью управляющей компании почти никакого нет. Сейчас договорились вроде, что будет вводиться институт лицензирования, а это нормы, обучение, контроль за теми, кто получил лицензию. Огромный отрезок задачи, которую, кроме министерства, некому сделать», — уверена собеседница журнала «БОСС».

Еще одна проблема отрасли, которую предстоит решать новому ведомству, — нехватка квалифицированного персонала. «Нет профессиональных кадров, нет системы их обучения, нет статьи в ОКВЭДе с соответствующими профессиями», — утверждает Разворотнева.

Она говорит, что в идеале от министерства ждут превращения ЖКХ не в бездонную бочку для бюджетных денег, а в зону государственных инвестиций. «Потому что ЖКХ — это действительно прибыльные проекты. Просто без государственных денег они не пойдут».