Как купить Украину
Рубрика | Страница редактора
Евромайданы — очередной провал российской политики мягкой силы на Украине. Борьба за сердца украинских граждан ведется нашей страной очень слабо: в основном на уровне телестрашилок о гибели украинской промышленности после заключения соглашений с ЕС и угроз «отключить газ».
Результат почти нулевой: согласно соцопросам, уверенное большинство украинцев выступает за ту или иную форму интеграционных отношений с ЕС, хотя и против «обострений» с Россией. Увы, Таможенный союз и другие интеграционные объединения воспринимаются на Украине как попытки воссоздания СССР (знак плюс или минус зависит от политических предпочтений).
Но являются ли эти объединения СССР 2.0 на самом деле? Печальная история с Баумгертнером (как уже отмечали некоторые наблюдатели) показывает и плюсы сотрудничества: отношения с Белоруссией и Казахстаном для России не менее ценны, чем интересы собственного крупного экспортного бизнеса. Это ли не фактор привлекательности для Украины?
Тем более Евросоюз гарантирует нашей юго-западной соседке весьма асимметричные договоренности: на нее возлагаются обязанности, но почти не предлагается прав. И совершенно очевидно, что о полноценном вступлении в Евросоюз даже речи быть не может — по крайней мере до вступления Турции: прием крупной страны в обход нее будет воспринят турками как оскорбление. Вопрос вхождения Турции — из разряда крайне дискуссионных, а значит, вероятность принятия Украины уже по одной этой причине стремится к нулю. (Есть и другие: в ЕС хочет еще одна восточноевропейская страна, менее патриархальная, чем другие, менее бедная, хотя и с низким уровнем доходов, но зато огромная и по территории, и по численности населения! Западные европейцы считают прием крупных восточноевропейских стран и предоставление им равных прав ошибкой.)
Однако достоинства «евразийской» модели сотрудничества с нами мы украинскому гражданскому обществу объяснить не смогли.
Другой факт в пользу сотрудничества: Россия сегодня оказывается более приемлемой для объединенной Европы страной, чем Украина. У нас в крупных городах европейский уровень жизни, доминирует городская, а не крестьянско-патриархальная культура, характерная для Восточной Европы, высокий уровень образования и достаточно широко распространены ценности европейского среднего класса. Грядущий безвизовый режим — только начало действительно взаимовыгодного сотрудничества с ЕС. Если отбросить идеологические шоры, Украина, сотрудничая с Россией, окажется не дальше от Европы, а ближе к ней… Но этого мы тоже не смогли объяснить соседям.
Увы, Кремль силе убеждения предпочел силу шелестящих купюр: Януковичу предложены новые кредиты, видимо, поддержка на выборах-2015. В ответ президент Украины поставил заключение договоренностей с ЕС на паузу.
У меня нет ни малейших сомнений, что Янукович через какое-то время продолжит евроинтеграционные шаги, и как бы мы не остались при этом в очередной раз в дураках! В российских центрах власти до сих пор не осознали простого факта: полицентричность Украины делает ее государством, которым никто не может командовать.
Ее политический курс — вечный поиск культурно и экономически самобытными макрорегионами консенсуса и балансирование между Западом и Москвой. Почти не имеет значения, с востока Украины лидер или с запада — он будет ориентироваться на разные и почти равновеликие группы избирателей и проводить извечную украинскую политику «и нашим, и вашим» (или вылетит из большой политики, как Ющенко).
Потому единственный вариант долгосрочного успеха России на украинском направлении — грамотно бороться за симпатии украинского избирателя. Уверен: для российского бюджета это будет выгоднее, чем скидки на газ.
Александр Полянский