Цена развития

26-32Рубрика | Главная тема

Текст | Малика ШАЙКЕНОВА

8 ноября 2012 года президент России подписал указ о назначении Андрея Воробьева временно исполняющим обязанности губернатора Московской области. Менее чем через год, 8 сентября 2013 года, Воробьев был избран губернатором. Как известно, впервые за десять лет жители Московской области сами выбрали себе губернатора. Причем, по мнению многих наблюдателей, Воробьев заслужил этот пост как реальными решениями на посту и. о. губернатора, так и активной работой с избирателями. Эксперты считают: уже сейчас можно говорить о том, что позитивные изменения начались как в социальной, так и в политической сфере.

Большая стройка

Недавно председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов дал оценку работы нового губернатора: «За год работы на губернаторском посту Андрей Воробьев предложил и реализовал ряд системных мер, которые заложили основы современного и инновационного развития Московской области. В совокупности эти инициативы представляют собой долгосрочный алгоритм развития важнейших сфер региона».

В качестве одной из мер, необходимых для развития, Брынцалов назвал начало работы в регионе Градостроительного совета, аккумулирующего генеральные планы развития всех муниципальных образований Подмосковья. Кроме того, губернатор определил ключевой принцип строительной политики нового типа — любое жилищное строительство обязано сопровождаться формированием соответствующей социальной инфраструктуры: школ, больниц, социальных учреждений.

Чтобы выполнить установку губернатора, главам муниципалитетов теперь нужно решать вопрос с доступностью своих земельных участков, а не надеяться на прибыль с многоэтажных строений, вырастающих в Подмосковье практически каждый месяц. Логично, что с подачи Градсовета на переработку были направлены генпланы крупнейших подмосковных муниципалитетов: Балашихи, Люберец, Химок, Мытищ. За последние годы там появилось множество жилищных кварталов с высотными домами, непригодных для современной комфортной жизни. В Балашихе губернатором наложен запрет на строительство коммерческого жилья.

Строительство жилья является «на­бо­лев­шим вопросом» для жителей Мос­ков­ской области. В этой сфере новый губернатор успел сделать шаги к улучшению ситуации. «Удалось достигнуть очень приличных результатов по решению проблем, копившихся в области годами: если в начале губернаторской работы Воробьева в регионе насчитывалось порядка 20 тысяч обманутых дольщиков, то к началу следующего года их останется порядка восьми-девяти тысяч», — отметил спикер Мособлдумы.

Истории с обманутыми дольщиками тянутся еще с 90-х годов и до сих пор считаются одной из самых острых проблем. Здесь тоже есть определенные подвижки. Олег Сазонов, руководитель одной из строительных организаций, считает, что стоит наладить отношения между дольщиками и строителями, а также ввести более строгий контроль заключения договоров между ними. Эта мера, по мнению Сазонова, искоренит ситуации, когда дольщик не может вернуть вложенные в строительство средства.

Директор компании приводит в пример город Королев, в котором введен 84-й закон. «Этот закон, к сожалению, работает только на административном уровне, и в Москве он не приживется. Хотя бы в регионах нужно его развивать дальше. Закон предполагает вероятность возвращения заложенных под строительство средств дольщикам», — говорит бизнесмен. Идей много как у руководства области, так и у директоров компаний. Остается рационально объединить существующие идеи воедино и качественно их реализовать.

Кроме того, в регионе впервые была представлена карта инвестиционной привлекательности с перечнем всех площадок для потенциальной реализации проектов. При этом данные площадки не являются «голым полем»: власти региона подводят к ним все необходимые коммуникации, создают инфраструктуру. К этому процессу стали активно привлекать представителей муниципальной власти, которую также ожидает оптимизация: Андрей Воробьев объявил о сокращении десятков сельских поселений и укрупнении ряда муниципалитетов — это те меры, которые, по мнению большинства экспертов в области местного самоуправления, являются в современной России первоочередными.

 

Социалка и дефицит бюджета

Игорь Брынцалов считает, что правительством региона предложена четкая стратегия развития социальной сферы, доля которой составляет в подмосковном бюджете около 80%. В этом году в Московской области дважды индексировалась заработная плата представителям бюджетной сферы. В общей сложности увеличение составило порядка 15%. При этом молодые врачи и учителя законодательно имеют приоритет в очереди на получение квартир.

В программе «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» Воробьев поставил вопрос о социальной стабильности в целом. Программа кандидата вобрала в себя инициативы бывшего губернатора Подмосковья Сергея Шойгу, а главным ее приоритетом была названа здоровая семья и дети. Воробьев также не обошел острые углы и поднял вопрос об одной из самых болезненных проблем — о наркотиках. Избранный губернатор отметил, что, по официальной статистике, в Подмосковье на учете стоят 14 тысяч наркозависимых граждан. «И это только официальная статистика!» — подчеркнул руководитель региона, пообещав бороться с этой бедой.

Эксперты считают, что губернатору станет проще реализовывать свои планы благодаря эффективной и профессиональной команде. Воробьев уже изменил структуру исполнительной власти. Теперь в ней появились два вице-губернатора. Один из них будет курировать работу правительства и социально-экономического блока. На эту должность Андрей Воробьев предложил кандидатуру Ильдара Габдрахманова, который ранее являлся и. о. первого зампредседателя правительства. Вторым вице-губернатором, курирующим политический блок, стал Юрий Олейников, также бывший и. о. первого зампреда правительства.

Однако решение множества проблем предполагает существенные затраты. На деловом завтраке с журналистами, состоявшемся в сентябре, Воробьев признал, что в ближайшие годы бюджет Московской области будет дефицитным.

«С нашими планами бюджет не будет профицитным, он просто не может быть профицитным, — сказал он. — До 2015 года мы должны ликвидировать все те хронические социально-экономические проблемы, которые накопились в предыдущие годы». Большое количество средств уйдет на улучшение системы здравоохранения и объектов ЖКХ, в частности, планируется модернизировать угольные и жидкотопливные котельные, работающие сейчас крайне неэффективно.

Губернатор добавил, что государственная политика не предполагает излишне профицитного бюджета. Однако Подмосковье показывает устойчивый финансовый рост, заверил он. Воробьев подчеркнул, что «мы должны каждые полгода подниматься в деловых рейтингах на ступеньку-две выше», поскольку области нужно много дешевых денег.

Тем не менее специалисты пока не торопятся делать выводы и строить планы относительно экономического будущего Московской области. Владислав Корочкин, председатель Московского областного отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России», говорит, что для каких-либо кардинальных изменений должно пройти больше времени.

«Экономика, бизнес — это достаточно серьезная машина, чтобы вот так взять и сразу все тут перевернуть. Здесь необходим большой труд. Верю, что Андрей Воробьев достигнет и в этой области больших результатов, но это будет видно только спустя большое количество времени. Сейчас уже заметны изменения в общей философии области, так скажем, политике, что радует. Нам нужно менять отношения между организациями. Также нельзя допустить деятельность без создания рабочих мест. Поэтому на сегодняшний день в нашей экономике все в процессе. Правильных решений обычно больше, чем одно», — поделился своим мнением Корочкин.

Согласно данным агентства «Фин­мар­кет», по динамике экономического роста Московская область находится на 19-м месте среди всех субъектов Федерации, а по налоговому климату — на 32-м месте. Это говорит о том, что региону явно есть куда расти.

 

Политика

«Первый год работы Воробьева на посту губернатора можно охарактеризовать как успешный синтез предыдущих наработок в регионе и современных инновационных управленческих решений, — считает председатель областной думы Игорь Брынцалов. — Такой результат обусловил и высокую оценку деятельности губернатора на выборах 8 сентября, где глава региона набрал почти 80%. В то же время в политической системе Подмосковья заметно повысился уровень политической конкуренции. Доказательством тому является привлечение представителей оппозиции к работе в органах власти, а также организация прозрачного избирательного процесса».

В политической сфере действительно заметны положительные сдвиги. Это подтверждают некоторые политологи. Михаил Ремизов, глава фонда «Стра­те­гия-2020», поддерживал кандидатуру Воробьева во время выборов и сейчас лестно отзывается о работе новоиспеченного губернатора: «Еще во время предвыборной гонки Андрей Воробьев представил содержательный план развития. Я говорю прежде всего о программе «Наше Подмосковье. Перспективы развития». Она довольно точно обозначает приоритетные направления, которые объективно важны для региона и которые заботят местное население. Поэтому пока рейтинг вполне адекватно отражает ситуацию. Сегодня мы видим только положительные результаты».

В программе Воробьева говорилось о том, что порядок в управлении — залог успеха: «Недопустима ситуация, когда власть отталкивает. Наоборот, она должна предоставлять удобные услуги — для граждан и для бизнеса. Надо уходить от бумаг! Власть должна быть открытой! Наша задача — повысить удобство и комфорт граждан при получении госуслуг, сократить очереди и сроки выдачи справок и разрешений. А для этого необходимо создавать многофункцио­нальные центры. Пока их только 10. А должно быть 89 и еще порядка 350 дополнительных пунк­тов. Необходимо к 2015 году полностью решить эту задачу».

Ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов соглашается с концепцией развития политики в области: «В последнее время отдельные главы вызывали раздражение. Воробьев провел ряд перестановок, инициировал административную реформу — все это направлено на активную корректировку работы местных властей. А в области по муниципалитетам люди формируют представление о региональной власти».

Основная трудность для главы региона, по мнению эксперта, заключается в том, чтобы согласовать интересы региональных групп влияния, которые воздействуют на жизнь в Подмосковье: муниципальных властей, крупных инфраструктурных компаний, в том числе федеральных, для чего нужно обладать большим политическим искусством. Ведь в конечном итоге результат их работы отражается прежде всего на имидже региональных властей, напоминает политолог. 

 

МНЕНИЯ БОССОВ:

Маргарита АВДЕЕВА, совладелец ГК «Ронова»:

В первую очередь Московская область все еще очень перегружена транспортом. Жителям Подмосковья крайне проблематично добираться в столицу на работу, да и выехать за город на природу по выходным невозможно — пробки растут с каждым часом. Вопрос ремонта дорог и проектирования объездных путей из области в Москву поднимался неоднократно, но эффективных результатов пока так и не замечено. Сейчас правительство проводит агитацию к использованию общественного транспорта, строит и открывает станции метро в ближайшем Подмосковье. Возможно, новые станции метрополитена помогут решить проблему, но однозначно не полностью, поскольку дорожный вопрос — один из самых трудноразрешимых в России. Поэтому транспортный коллапс в Московской области, скорее всего, будет продолжаться еще достаточно долго, пока не начнется строительство объездных дорог и новых транспортных путей в Москву.

Кроме того, я неоднократно слышала о проблемах в сфере ЖКХ, в частности, о нежелании управляющих компаний делать ремонт домов и благоустраивать дворы. Квартплата в Московской области местами выше, чем в Москве, а территории вокруг многоэтажек и сами дома находятся в плачевном состоянии. Канализационные трубы не заменяются, текут крыши, а во двор с качелями двадцатилетней «выдержки» страшно отпускать детей. Выходом может стать только ужесточение контроля ЖКХ в Московской области.

 

Александр ФИЛИМОНОВ, младший партнер Artisan Group Public Relations:

После акта исторического безумия, более известного как образование Новой Москвы, Московская область как самостоятельный субъект Федерации, я думаю, через какое-то время продолжит терять территории. Идея нынешнего мэра упорядочить расширение Москвы, которую он отстаивает как может, не имеет успешных исторических прецедентов, и крайне маловероятно, что Россия таковым станет. Сейчас активно застраивается ближайшая, прилегающая к МКАД территория Новой Москвы, растут жилые комплексы по обе стороны Калужского шоссе (кстати, они неплохо раскупаются), однако основная часть территории, которая была «прирезана» к Москве, не развивается никак по одной простой причине: это чистополье без коммуникаций и инфраструктуры. После того как стало понятно, что чиновники не переедут в Коммунарку, строительный бизнес мало-помалу начал перемещаться в другие направления, более благополучные с точки зрения инфраструктуры. В частности, Красногорск застраивается темпами, в разы превышающими Новую Москву, а Долгопрудный, несмотря на довольно сложную репутацию и высокий уровень преступности, обстраивается жилыми домами буквально на глазах. Химки, которые активно обживаются уже несколько лет, сейчас вступили в решительную фазу своего развития — застраивается Сходня, девелоперы возводят школы и детские сады.

Все это, возможно, обрадует новых москвичей, мечтающих жить в столице, но точно опечалит власти Подмосковья. После того как Московскую область лишили порядка 1/5 ежегодных доходов от налоговых поступлений, целый ряд уже довольно плотно заселенных территорий в обозримом будущем могут разделить судьбу Солнцево, Переделкино, Митино и Бутово. Москва вряд ли откажется от возможности «стать больше» (хотя сейчас громогласно заявляет, что дальше расти не будет), так что переход этих территорий в ведение Москвы, мне кажется, вопрос времени.

В связи с экономическим спадом и хронической стагнацией производства, которое каждый месяц приближается к рецессии, надеяться на развитие производственных мощностей, находящихся в подмосковных городах, довольно сложно. До сих пор неясна политика Московской области на рынке субфедерального долга, в то время как любое индустриальное развитие требует вложений (при этом инвестиционный рейтинг Подмосковья значительно ниже, чем даже у Москвы, а у столицы он падает второй год подряд). В итоге получается замкнутый круг: находясь в положении дойной коровы в течение уже доброго десятка лет, область еще и теряет активы и никак не может решиться начать реструктурироваться.

Думается, главная проблема, которую нужно сейчас решить Московской области, — в какую сторону развиваться, как привлекать крупные компании и как развить собственное производство. Это непросто: Подмосковье сильно зависит от федерального центра, и возможность самостоятельно снижать налоги отпадает автоматически, к тому же подавляющее большинство индустриальных строений на территории области в настоящее время сдано под склады, и вернуть им первоначальное назначение, мне кажется, невозможно. Однако если задаться целью, приемлемые условия для крупного бизнеса можно обеспечить. Еще одна надежда области — это технопарки и наукограды (Дубна и Сколково), однако их расширение в ближайшее время не планируется, а строительство новых в бюджет на ближайшие годы не заложено.

Впрочем, реорганизация налоговых поступлений и создание благоприятных условий для прихода производства, а следовательно, и инвестиций в область — задачи вполне решаемые. Но для начала области нужно изо всех сил держать свои территории, прилегающие к Москве. В настоящее время они являются самыми крупными и самыми перспективными налогоплательщиками.

 

Виктор ЕЛЕНЕВСКИЙ, эксперт по автострахованию группы компаний «Аркан»:

Одна из главных проблем развивающихся регионов уже сейчас — ежедневная миграция из Подмосковья на работу в столицу и большие потоки людей, возвращающихся обратно по вечерам. Вследствие этого — перегруженные дороги. В будущем проблема только усугубится.

Из-за такой нагрузки повышается количество ДТП. С этим сейчас активно борются на федеральном уровне. Например, это нововведения в законодательстве, связанные с получением российских прав жителями ближнего зарубежья. Особенно это важно для мигрантов, которые садятся за руль общественного транспорта. Также очень важны практические меры. Внедрение в России системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС способно помочь в вопросе не только спасения жизни человека, но и в контроле вождения. Довольно эффективная мера — повышение штрафов, которые теперь больно бьют по кошельку нарушителей. Хорошей депутатской инициативой я считаю предложение о снижении транспортного налога послушным водителям. Уверен: это может мотивировать наших граждан к соблюдению правил дорожного движения.

 

Игорь ТЕРЕНИН, заместитель генерального директора по логистике логистической компании «Молком»:

Московская область — один из наиболее благополучных регионов с точки зрения экономического развития. Среди сложностей, которые сдерживают рост региона, можно выделить необходимость комплексной модернизации транспортно-логистической инфраструктуры.

За последние 10–12 лет количество частных автомобилей увеличилось на порядок, в Москве и Московской области было открыто много торговых комплексов, построено более 3 млн кв.м складских площадей класса «А». Не секрет, что темпы строительства дорожной сети отстают от темпов развития региона в целом. Именно поэтому комплексная модернизация транспортно-­логистической инфраструктуры (для движения грузопотоков и пассажиров) — одна из приоритетных задач, решение которой обеспечит дальнейший органический рост экономики и Московской области, и самой Москвы.

Ключевым фактором успеха является тесное взаимодействие федеральных и региональных властей, совместное решение инфраструктурных задач, которое призвано обеспечить необходимый баланс интересов: торговых, транспортных, экспедиторских компаний, девелоперов и, конечно же, жителей соответствующих регионов.

 

Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора компании Esri CIS:

Московская область находится в неразрывном взаимодействии с Москвой, отражая, преломляя, а иногда и усиливая московские проблемы. Среди ключевых вопросов, с которыми сталкиваются и население, и бизнес, я бы выделил сегодня пробки и логистику. Вообще говоря, это одни из основных, если не основные элементы жизни современных крупных территориальных образований. От решения таких проблем во многом зависит и эффективность экономики региона в целом. Здесь, я полагаю, на помощь могут прийти современные ИТ-технологии, в частности, системы мониторинга транспорта, ГИС-системы, системы видеонаблюдения, причем к их внедрению стоит подходить комплексно. Кроме того, мне кажется, проблемы области не могут решаться изолированно от города. Очевидно, что это надо учитывать, проектируя, например, транспортные системы или занимаясь мониторингом экологической обстановки. Однако этого может быть недостаточно. Важно развивать на территории области иные, помимо Москвы, точки роста и «центры притяжения», создавать более гибкие и самостоятельные альтернативные экономические структуры и связи. От этого выиграют как жители области, так и соседних регионов.

 

Алексей ЖУКОВ, директор по маркетингу фулфилмент-оператора «Бета продакшн»:

Долгая работа в той или иной области накладывает отпечаток на восприятие действительности, происходит так называемая профессиональная деформация. Не буду бороться с собой и потому о проблемах развития Московской области скажу с точки зрения логистики в целом и логистики дистанционной торговли в частности.

На данный момент в нашей стране наблюдается очень сильная деформация товародвижения. Практически все товарные потоки так или иначе увязаны с Москвой и Московским регионом. Доходит до смешного: нередка ситуация, когда легально завезенный китайский товар появляется на полках дальневосточных магазинов, совершив практически кругосветное путешествие через Москву.

Не так давно я читал исследование по малому и среднему бизнесу в регионах: большая часть исследуемых региональных оптовых компаний занимается либо продуктами питания, либо алкоголем. Дистрибьюторов товаров народного потребления в регионах почти нет — оттуда их вымыла волна федеральных сетей, идущих в регионы из Москвы.

С каждым годом товаропоток увеличивается. Отсюда проблема отсутствия вакантных складских площадей. Несмотря на то что складские комплексы запускаются чуть ли не ударными темпами, сбить планку в 1,5% вакантных площадей не удается. Спрос на складскую недвижимость опережает предложение.

Строящиеся склады — это благо для экономики региона, но очень часто они создают дополнительную проблему. Для большинства операций железнодорожный транспорт оказывается неподходящим, и потому увеличивается доля автоперевозок. С каждым годом нарастает проблема недостаточности транспортной сети Московской области. Говоря простым языком, области просто не хватает дорог.

Описанные проблемы в принципе решаются — были бы деньги. Склады можно построить, дороги проложить. Но главное — делать это сбалансированно и не попасть в ловушку перепроизводства. Сложившийся перекос в товародвижении аномален. Рано или поздно оптовые компании должны стать ближе к ритейлеру, а значит, уйти в другие регионы.

 

Михаил ПЕТРОВ, генеральный директор компании «ДЕЛАЙТ 2000»:

Для меня, как для жителя Москвы, одной из актуальных проблем является трудность в поиске контактов различных специальных и экстренных служб. Иногда людям, которые приезжают в область, требуется помощь, но они не могут точно определить свое местонахождение относительно системы административно-территориального деления области и тратят массу времени на поиск нужной контактной информации. Решить эту проблему можно с помощью создания единого интернет-сервиса с функцией геолокации, который бы автоматически мог определять местонахождение человека и по запросу оперативно предоставлять контакты хотя бы самых необходимых служб, располагающихся в этом конкретном районе области.

 

Инна АЛЕКСЕЕВА, генеральный директор PR-агентства PR Partner:

Основная проблема, которую я вижу в развитии Московской области, — это транспортная доступность. Как известно, в Европе очень многие люди живут в так называемых городах-спутниках, окружающих главный город (столицу). Так они удовлетворяют свои потребности в тишине, спокойствии, более адекватных ценах и пр. При этом до столицы можно легко и просто добраться на метро, на поезде, на машине, дороги разгружены.

К сожалению, в Московской области это не совсем так. Электрички приходят, конечно, на Савеловский, Курский и пр. вокзалы, однако сами по себе они до сих пор некомфортны, холодны, грязны.

Если говорить о метро, то пока оно только частично доходит до области, в малой степени (пока) захватывает ее. Дороги же перегружены, загружены уже не на 100, а на 200%. Поэтому если вы покупаете дом или таунхаус, чтобы жить в нем выходные, то будьте готовы 3–5 часов проводить в машине каждый день. Это неудобно, некомфортно. Дороги просто стоя2т. Выход я вижу в введении платы за въезд в Москву, а также в развитии сети электричек, в том числе комфортных, уровня бизнес-класса. Если бизнес-класс можно запустить в аэроэкспрессах, то почему бы не реализовать его и в пригородных поездах?

 

Нури КАТЦ, президент APEX Capital Partners Corp.:

Самая значительная проблема, которая мешает развитию Московской области, — это отсутствие развитой современной транспортной инфраструктуры в целом и пассажирских перевозок в частности. Дороги в том состоянии, в котором они существуют сейчас, совершенно не предназначены для сегодняшнего потока легковых и грузовых машин. В том числе и потому, что размер дорог уже категорически не соответствует объему транспортных потоков. Яркий пример — дорога через Химки в Санкт-Петербург. Причем эта транспортная артерия связывает два крупнейших города России, а значит, превращается из проблемы Московской области уже в проблему федерального уровня.

Вторая большая проблема — это состояние пригородных поездов. Я считаю, что русские электрички некомфортны в такой степени, что, с одной стороны, их можно сравнить только с транспортом стран третьего мира, а с другой — они создают впечатление о полном финансовом упадке региона. Москва — один из крупнейших городов Европы, что обязывает власти сделать доступ в столицу удобным и функциональным. В любой стране мира представители среднего класса предпочитают жить за городом, но только при соблюдении некоторых условий. Например, для этого необходимо построить надежные недорогие перехватывающие парковки около каждой станции, вагоны поезда оборудовать кондиционерами и доступом в Интернет, а станции всех вокзалов должны соответствовать европейским требованиям к качеству и набору сервисов. Иначе никак невозможно переместить именно в область тех людей, которые создадут спрос на многие нужные в регионе товары и услуги, то есть спровоцируют развитие области.

Ключевое решение — сделать транспортный доступ в город удобным для пассажиров, чтобы Москва и Московская область развивались именно так, как нам всем бы того хотелось.

 

Наталья ЯКОВЛЕВА, руководитель ГК АВИС:

Наиболее актуальные проблемы в развитии Московской области — это медицинское обслуживание, транспортное сообщение и отсутствие работы. Нельзя в ближайшие десять лет ожидать, что вот «придет» Москва, и автоматически проблемы области будут решены. Любое экономическое развитие региона нуждается в квалифицированных кадрах. Московская область «поставляет» их в Москву эшелонами утренних и вечерних электричек. Даже не будем затрагивать автомагистрали, которые можно преодолеть в час пик за 2–4 часа утром и за столько же вечером. Куда едут все люди? На работу. То есть кадры в области есть, а достойных рабочих мест нет. Если государственные структуры Московской области сами не в состоянии развить экономику региона, то надо область объявить офшорной зоной на следующие 15–20 лет. Это привлечет малый и средний бизнес, создаст рабочие места, снизит нагрузку на транспорт. Социальные налоги позволят повысить уровень медицинского обслуживания и поддержат Пенсионный фонд Московской области.

 

Ренат ЛАЙШЕВ, президент некоммерческого партнерства «Дети России Образованны и Здоровы», генеральный директор ГБОУ ЦО «Самбо-70»:

На мой взгляд, одна из главных проблем Московской области — некоторое отставание в развитии социальной инфраструктуры от Москвы. Хотя надо отметить, что ситуация с каждым годом меняется в лучшую сторону, особенно сильно — в последнее время, когда Московскую область возглавил Андрей Юрьевич Воробьев. Решение этой проблемы — в активном развитии государственно-частных партнерств, социальных проектов, привлечении крупного бизнеса к вопросам социального развития.

 

Владислав АРСЕНЮК, генеральный директор металлопроцессинговой компании «Брок-Инвест-Сервис»:

Проблем в Подмосковье достаточно: слабая инфраструктура, отсутствие или низкое качество дорог, медицина и образование значительно хуже, чем в Москве, нет возможности трудоустройства на местах — многие вынуждены ездить в столицу, тратя 5–6 часов на дорогу и создавая дополнительное давление на транспортную систему. Все это ведет к оттоку денежных средств из Подмосковья. Любой человек стремится к комфорту, хочет видеть и понимать перспективу для своего развития и для своей семьи. Усталость, стресс и озлобленность демотивируют жителей. Желание уехать туда, где есть социальные гарантии и, главное, работа, толкает на проживание в самой Москве. Поэтому решение видится в создании рабочих мест в Подмосковье, достойной зарплате, социальном обустройстве жизни, улучшении медицинских и образовательных услуг, строительстве дорожной инфраструктуры. Все эти задачи достижимы, однако должна реализовываться долгосрочная политика государства и органов власти в этом направлении.