Александр БАРАНОВ: настало время уточнить направления развития местного самоуправления и создать для него надежную экономическую основу

34-47Рубрика | Босс номера

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН, пресс-служба администрации НФМР

Глава Наро-Фоминского муниципального района Московской области — один из опытных руководителей в сфере местного самоуправления. Он возглавляет муниципалитет районного уровня с 2000 года, четырежды побеждал на прямых выборах главы района. До этого был мэром Апрелевки, депутатом Московской областной думы…

За последние 14 лет в Наро-Фоминском районе реализовано множество прорывных программ. При поддержке, а порой и по инициативе районной администрации был создан ряд крупных высокотехнологичных производств. Район поднялся на новый уровень развития, поменял свой статус: из аграрного перешел в ранг аграрно-промышленного. Была найдена золотая середина: сельское хозяйство не сдавало своих позиций, оставалось на верхних строчках подмосковного рейтинга, и при этом бурно развивалась промышленность, в том числе и перерабатывающая.

Формировалась крепкая основа для социальной инфраструктуры, которой в Наро-Фоминском районе всегда придавалось огромное значение. Ведь главная установка Александра Баранова — комфорт и благополучие жителей района — и есть руководство к действию всей его команды.

Именно уникальный опыт Баранова в качестве муниципального руководителя, авторитет в профессиональной среде стали причинами, по которым Александр Николаевич был избран коллегами председателем Совета муниципальных образований Московской области, членом Президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований.

О том, как в районе воплощают в жизнь модернизационные планы нового губернатора Андрея Воробьева, как развиваются отрасли районной экономики и социальной сферы, о ноу-хау, выработанных муниципалитетом, и о перспективах муниципальной реформы был наш большой разговор с главой Наро-Фоминского района.

Совпадения модернизации

— Александр Николаевич, насколько модернизационная повестка нового губернатора Московской области Андрея Воробьева совпала с планами, которые вырабатывались в администрации Наро-Фоминского муниципального района под вашим руководством? Что пришлось корректировать?

— Во-первых, видение и задачи, которые сформулировал Андрей Юрьевич Воробьев, в том числе в своей предвыборной программе «Наше Подмосковье», совпали практически полностью. Про­грам­ма губернатора охватывает все стороны жизнедеятельности и развития региона: и всестороннее развитие производственного потенциала, и привлечение инвестиций, и повышение качества жизни людей. Также комплексно старались работать и мы.

Мы получили поддержку сверху в проектах, которые нам довольно трудно или даже невозможно было развивать «автономно». Характерный пример — развитие промышленных округов. Программа их развития появилась еще в начале 2000-х годов, но до прихода Андрея Юрьевича темпы были недостаточные. Руководитель региона сразу поставил амбициозные задачи по привлечению инвестиций.

В апреле этого года губернатор посетил с рабочим визитом наш район и свое знакомство начал с инвестиционной площадки промокруга Котово. На сегодняшний день в Котово введена в строй электроподстанция, что в наших энергодефицитных условиях принципиально важно. Уже идет строительство ДСК «Град» — крупнейшего в Восточной Европе домостроительного комбината (инвестор — компания «Мортон»), официального дилерского центра КамАЗа и крупноузлового сборочного производства техники этой марки (инвестор — ЗАО «Автобау»). Кроме того, в промокруге Котово предполагается строительство нескольких промышленных предприятий, энергетических, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, логистических мощностей, а также, по сути, новый город на 15 тыс. жителей.

Помимо промокруга Котово в районе развивается и индустриальный парк Бекасово — Пожитково.

В целом будет создано 12 тыс. рабочих мест, а ежегодные поступления в консолидированный бюджет района составят порядка 221 млн рублей. Это очень серьезные шаги в усилении производственного потенциала и Наро-Фоминского района, и области в целом, пополнения муниципальных бюджетов, а также обеспечения жителей достойной высокооплачиваемой работой на территории самого района. Понятно, что решение всех этих проблем выходит за уровень района.

Очень важно объединение усилий муниципалитетов и региональной власти в развитии транспортных коммуникаций. Сегодня наконец получил новое ускорение проект строительства ЦКАД — часть ее пройдет и по территории нашего района. Кроме того, в районе строится путепровод в рамках проекта «Малое московское кольцо» от Киевского до Минского шоссе.

Еще одно направление, которое активно реализуется новой командой губернатора, — комплексное освоение территорий. Глава региона сегодня жестко ставит вопрос о том, что жилищное строительство должно осуществляться только в форме комплексной застройки — с инженерной инфраструктурой, транспортными коммуникациями, учреждениями социальной сферы. Мы этот принцип взяли на вооружение давно и пытались проводить его в жизнь по мере своих возможностей в рамках своих полномочий.

Еще в 2006 году решением районного Совета депутатов НФМР мы приняли норму расчета количества машино-мест при проектировании жилой застройки по такой формуле: одна квартира — не менее одного машино-места. Сейчас аналогичная норма вводится в нормативы градостроительного проектирования Московской области.

То есть если раньше нам приходилось действовать исключительно силой личного убеждения, то теперь будут работать региональные нормативы.

Еще один пример. Также решением районного Совета депутатов была принята норма: на 1000 жителей — 65 мест в детский сад. При строительстве жилых домов в поселениях района, особенно где имеется очередность в детский сад, эта норма является обязательной. Но у инвестора-застройщика есть право выбора: либо построить дошкольное учреждение, либо внести целевые средства в местный бюджет исходя из расчетной стоимости проектирования и строительства одного места в детском саду по данному нормативу. (По действующему ранее нормативу на 1000 жителей планировалось около 35 мест в детских садах, что и порождало очередь. Старыми нормативами предусматривалось обеспечение местами в детских садах в городах 60%, а в сельской местности — 40%.)

В целом по Московской области этот норматив сейчас тоже пересматривается в сторону увеличения.

Так же силой личного убеждения мы боролись против нецелевого использования земель сельхозназначения. Сегодня губернатором поставлена жесткая задача по введению в активный хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения для пополнения доходной части муниципального бюджета.

Уже привлечены к административной ответственности за неиспользование земель сельхозназначения руководители ФГУП «Рублево-Успенский», Агентства по страхованию вкладов, Останкинского мясоперерабатывающего комбината, совхоза «Веселёвский». Многие из этих предприятий муниципалитету без областной поддержки были «не по зубам»…

Кроме этого, в наступающем году мы планируем дополнительно ввести в севооборот 300 га неиспользованных земель на территории сельского поселения Волчёнковского и сельского поселения Веселёвского.

Физкультурно-оздоровительные комплексы, развитие здравоохранения, гостиничного сектора, глубокая переработка мусора и ТБО — в реализации этих приоритетов, объявленных новым областным правительством, у нашего района есть серьезные наработки, и сегодня при значительной поддержке областного бюджета мы ставим себе новые задачи.

Так что наше сотрудничество с областным правительством весьма результативно. Единство целей между муниципальным и региональным уровнями власти дает нам возможность проводить преобразования в районе в необходимом темпе и с минимальным количеством препятствий.

 

Район, стоящий на двух ногах

— Какая отраслевая структура районной экономики сформировалась сегодня?

— Район в советское время и в 90-е годы был преимущественно аграрным. Это делало его социально-экономическое положение неустойчивым.

С 2000 года мы проводим политику диверсификации экономики. И ее результаты очевидны: объем промышленного производства увеличился с 2130,7 млн рублей в 2000 году до 40 400,0 млн рублей в 2011 году (в 19 раз!). Сейчас Наро-Фоминский район и аграрный, и промышленный — примерно 50 на 50 — как две ноги. И это соотношение мы намерены сохранить.

Основой нашей экономики являются машиностроение, химическая, электротехническая, целлюлозно-бумажная и пищевая отрасли промышленности; сельское хозяйство, в первую очередь животноводство, а также строительная индустрия.

Ведущее наше предприятие — ОАО «Холдинговая компания Элинар» — настоящая жемчужина и в промышленности, и в АПК Наро-Фоминского района. В состав холдинга входят: ЗАО «Завод электроизоляционных материалов «Элинар», группа компаний «КОЖЕБИ», ООО «Элинар-Пласт», ООО «Нарпромразвитие», ЗАО «Элинар», ЗАО «Элинар-Бройлер» и др.

Одним из важных направлений многопрофильного холдинга является производство электроизоляционных материалов, наряду с ними компания выпускает полимерные пленки, изделия из пластмасс, огнестойкие составы. Отдельные направления — переработка мяса бройлеров, молочное производство. «Элинар» осуществляет строительные и реконструкционные работы на объектах промышленного, жилищного и социального комплексов.

«Элинар-Бройлер» когда-то было пилотным инвестиционным проектом для Московской области: российско-американским СП. С 2009 года «Элинар-Бройлер» стал исключительно российским.

Это предприятие замкнутого цикла — работающее по американской технологии. Оно является одновременно и птицеводческим, и пищевым, имеется также собственная торговая сеть, то есть это вертикально-интегрированная компания. «Элинар-Бройлер» широко представлен на рынке птицеводческой продукции Московского региона и других регионов России, поставляет свою продукцию на экспорт — и в ближнее, и в дальнее зарубежье, а недавно открыл дочернее предприятие в США.

— Когда-то мы ели «ножки Буша», а теперь американцы распробовали российскую продукцию?

— Сравнение не в пользу первых. ЗАО «Элинар-Бройлер» выпускает широкий спектр полуфабрикатов из курятины — при этом не заморозку, а свежую охлажденную продукцию.

Создано, по сути, безотходное производство — даже перо птицы не пропадает. Запущен котел по сжиганию куриной подстилки. Это, в свою очередь, источник пара для поддержания технологических процессов, связанных с выращиванием бройлеров и переработкой мяса птицы.

Говоря о пищевом производстве, можно отметить продукцию Наро-Фоминского молочного завода, которая поставляется на молочные кухни района — для беременных и детей до трех лет, а также в диетические столовые и столовые лечебных учреждений. На предприятии используются уникальные технологии, которые позволяют производить молочные продукты с живыми лактобактериями. Однако сбыть продукцию оказывается непросто — конкуренция на молочном рынке велика, а товар у предприятия скоропортящийся, потому что натуральный!

Активно развивается также ЗАО «Комбинат «Нарэкопрод», который под торговой маркой «Наро-Фоминский мясокомбинат» реализует более 200 наименований производимой продукции для жителей Москвы и Московской области. Для улучшения качества продукции на мясокомбинате смонтирован новый убойный цех с импортным оборудованием. Для расширения ассортимента ЗАО «Комбинат «Нарэкопрод» постоянно разрабатывает и внедряет новые виды продукции.

Парфюмерно-косметическая отрасль представлена заводом фирмы «Эйвон». В Апрелевке появился крупный объект фармацевтической сферы. В сентябре этого года открыт российско-швейцарский логистическо-складской фармкомплекс «Индукерн-Рус» одного из крупнейших поставщиков на российский рынок лекарств швейцарской компании «Индукерн».

Есть в районе ряд предприятий химической промышленности — это и «Элинар-Пласт», и Наро-Фоминский завод пластических масс, легкой промышленности — швейные фабрики «Пингонс» и СЭП «Луч» (его продукцию вы можете каждый день видеть по ТВ, наблюдая спортивные соревнования). Промышленность стройматериалов представлена комбинатом «Нарострой-1» (производство ЖБИ).

Металлообработка представлена заводом международной корпорации «Рексам», предприятием по изготовлению алюминиевых банок, и заводом «Турбодеталь», который специализируется на производстве деталей для газовых турбин, а машиностроение — Наро-Фоминским машиностроительным заводом, чья основная продукция — газотурбинные авиационные двигатели и их составные части, энергоустановки, навесные лодочные моторы, мотоблоки, оборудование для обогащения руд, Верейским механическим заводом (производство насосов, промышленного холодильного и вентиляционного оборудования), заводом «Арнег» (производит и реализует холодильное, морозильное оборудование, кассовые терминалы, агрегаты, изотермические двери для холодильных камер дискаунтеров, супермаркетов и гипермаркетов), НПЦ «Орион» (производство контрольно-кассовой техники и электронных весов)… И многими другими предприятиями.

 

Понять и помочь

— Глядя на этот парад иностранных флагов, хочется спросить: какие такие условия вы предложили инвесторам, что они устремились именно в ваш район?

— Во-первых, большинство промышленных предприятий создается российскими инвесторами, потому я бы говорил об условиях в нашем районе для инвесторов вообще, а не только для иностранных.

Во-вторых, секрета здесь нет. Му­ни­ци­палитет должен стать, не побоюсь этих слов, эффективным лоббистом создания промышленных предприятий. Содействовать в решении вопросов с выделением земли, с подключением электроэнергии, с подбором специалистов и вообще все-все проблемы помогать решать…

По первой профессии я машиностроитель и знаю, что необходимо для работы производственного предприятия, — инвесторам не приходится мне объяснять, чем нужно помочь.

Подобная ориентированность на инвестора позволяет создавать особый инвестиционный климат. Других способов в нашем распоряжении нет: полномочия муниципалитета весьма ограниченны, финансовыми ресурсами мы обладаем скудными. Никакого специального налогового режима или дотаций мы инвесторам предоставить не можем.

Оказывая помощь инвесторам, достигая совместно конечных результатов, муниципалитет получает от этого только моральное удовлетворение.

— Почему лишь моральное?

— К сожалению, до сегодняшнего дня ситуация такова, что налоги от экономической деятельности предприятий в муниципальный бюджет не идут. И возникает «атепцевский» парадокс — мы его так называем. На территории сельского поселения Атепцевское (7,2 тыс. жителей) работают гиганты промышленности — «Элинар», «Рексам», «Эйвон», «Арнег» и другие, производят продукции на 28 млрд рублей в год, а бюджет поселения — дотационный!

Но мы оптимисты, уверены, что со временем это будет исправлено.

 

Покупайте наро-фоминское

— Вернемся, с вашего разрешения, к разговору о производственном потенциале района. Какова ситуация в сельском хозяйстве? Оно развивается так же активно, как и промышленность?

— По рейтингу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области АПК Наро-Фоминского муниципального района по итогам девяти месяцев 2013 года по экономическим и производственным показателям занял 3-е место. В 2011 году произведено 56 527 тыс. шт. яйца, 32 212 т молока, 54 853 т мяса.

Основные направления нашего сельскохозяйственного производства — птицеводство и выращивание крупного рогатого скота мясного и молочного направлений.

Имеется потенциал в развитии мясного животноводства. Большие надежды возлагаются на ЗАО «Элинар» и ООО «Совхоз «Веселёвский». ОАО «АПК «Агрооснова» проводит реконструкцию двух помещений фермы «Благовещенье» на 400 голов по развитию мясного скотоводства.

Бессменным лидером в производстве молока остается ООО «Совхоз «Архангельский». В советское время за надои 5 т молока в год на фуражную корову присваивали героев соцтруда. В совхозе «Архангельский» за 10 месяцев текущего года произведено 5,7 т!

Хорошие позиции в производстве молока и у ООО «Совхоз «Головково». Здесь в 2014 году запланировано строительство пункта первичной переработки молока с мощностью 10 т в смену.

Особое внимание в районе уделяется племенному животноводству. На территории района осуществляют деятельность два племенных завода по разведению КРС черно-пестрой породы — ООО «Совхоз «Архангельский» и ЗАО «Элинар» — и один племрепродуктор по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы (ООО «Совхоз «Головково»).

Актуальным направлением в растениеводстве становится выращивание кукурузы на зерно для производства высокоэнергетических кормов для животноводства. Уже на протяжении последних двух лет в совхозах «Головково» и «Архангельский» кукурузу убирают на зерно (урожайность — более 60 центнеров с га, что для Подмосковья очень хорошо!).

Ситуация в аграрном секторе разная. Есть предприятия прибыльные, есть дотационные, которые нуждаются в помощи. Кому-то стараемся помогать своими силами, кому-то помогаем с областными и федеральными дотациями.

— А существует ли фермерское направление?

— Да, конечно. Прежде всего в фермерских хозяйствах производят мясо, молоко, плодоовощную продукцию.

Одно из успешных фермерских хо­зяйств — хозяйство «Резерв» индивидуального предпринимателя Александра Павловича Тюрина. Он разводит перепелов (ферма на 20 тыс. голов), занимается пчеловодством (пасека на 38 пчелосемей), содержит пруд для выращивания рыбы.

— Удается наладить цепочку между производителями сельхозпродукции, продовольствия и торговлей?

— Понимая, как непросто сельхозпроизводителю попасть в торговую сеть, уделяем большое внимание ярмаркам для продажи выращенной в районе сельхозпродукции, создаем мини-рынки. Кроме того, в районе развивается фирменная торговая сеть наших производителей. Местная продукция пользуется спросом у жителей.

— Да у вас целая программа «Покупайте наро-фоминское»!

— Совершенно верно. Мы стремимся к тому, чтобы жители нашего района питались нашими экологически чистыми продуктами и по приемлемым ценам.

— Как развивается на территории района малый и средний бизнес?

— В районе реализуется муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Наро-Фоминском муниципальном районе на 2013–2016 годы». У нас около 5 тыс. субъектов малого предпринимательства, в этом секторе занято 26% трудоспособного населения. В основном малые предприниматели работают в сферах торговли и услуг.

Но при этом в торговой сфере большей популярностью у жителей пользуются не малые магазины шаговой доступности, а крупные сетевые магазины. Дело в том, что уровень жизни в Московской области чуть ниже, чем в Москве, а сетевые магазины торгуют по более низким ценам. И потому мы постоянно слышим наказ наших избирателей: «Открывайте сетевые магазины!».

Существует тенденция и со стороны собственников нежилых помещений: им легче сдать помещения в аренду магазинам сетевой торговли. Такова экономическая реальность, и малым предприятиям приходится к ней приспосабливаться. И им это в общем и целом удается: ведь на этот сектор приходится примерно четверть хозяйственного оборота района.

 

Экология как фактор привлекательности

— Наро-Фоминский район всегда считался экологически чистым в Московской области. В советское время здесь даже запрещалось использовать пестициды, отсюда и особое качество агропродукции. Удастся ли сохранить экологические кондиции района в условиях расширения промышленного сектора?

— Уверен: удастся. Мы ведем принципиальную политику: допускаем на территорию района только производства, отвечающие всем современным мировым требованиям, в том числе по экологии.

Кроме того, у нас идет постоянный экологический мониторинг, к осуществлению которого привлекаем и школьников. В Новоольховской сельской школе (она расположена практически на границе с Калужской областью, где калужане создали промокруг Ворсино) у нас установлено оборудование экологического мониторинга, которое позволяет вести регулярный анализ атмосферы, воды, почвы — информация идет в соответствующие надзорные службы. Такое же экологическое оборудование будет установлено вокруг наших крупных промышленных кластеров Котово и Бекасово — Пожитково.

За счет постоянного экологического мониторинга, борьбы с нарушениями на территории района удается сохранять уникальную экологическую обстановку. Мы за этим очень строго следим, поскольку кроме благоприятной окружающей среды именно безупречное состояние экологии района дает нам возможность развивать туристическую и гостиничную сферы.

В долинах рек Нара, Протва, Десна действует множество баз отдыха, отельных комплексов. Очень интересные для туристов маршруты на территориях городского поселения Верея, сельских поселений Волчёнковское и Веселёвское.

Кстати, тот же фермер Тюрин намерен развивать зону сельского туризма — это модное сейчас направление. Строит там домики для проживания и во всей этой сельской идиллии предлагает отдохнуть: благо для этого не надо далеко уезжать из Москвы.

Однако развивается в районе не только экологический туризм, но и историко-культурный. На территории района находится город Верея — один из древних русских городов, он основан в 1371 году. Там до сих пор сохранились церкви, камни которых помнят Ивана Грозного. Все это сохранено, отреставрировано… Развивать Верею как центр историко-культурного и рекреационного туризма, на мой взгляд, задача не только районного, но и областного уровня, над чем мы уже совместно работаем, продвигая проект под названием «Рубеж» совместно с Русским географическим обществом.

 

Кооператив для бюджетников

— А что с развитием социальной инфраструктуры района, прежде всего с решением жилищного вопроса? Как идет расселение ветхого и аварийного фонда, строительство доступного жилья?

— В решении этих проблем мы идем по двум направлениям: путем освоения застроенных территорий и участия в целевых программах всех уровней.

Что касается первого пути, выбираются территории, где имеются дома с высокой степенью износа. Инвестор, который определяется по результатам конкурса, принимает на себя обязательные условия по переселению жителей в благоустроенные квартиры. Например, в г. п. Наро-Фоминск группой компаний «Остов» для переселения граждан предоставлено 32 квартиры. За счет собственных средств местного бюджета поселения с долей софинансирования из федерального бюджета в рамках программы расселения расселен один дом на восемь квартир. В городском поселении Апрелевка готовится к реализации проект о развитии застроенной территории микрорайона Победа, в результате чего планируется к расселению 25 ветхих домов, в которых проживает 152 семьи! По муниципальной целевой программе в г. п. Апрелевка признаны аварийными и снесены три дома, переселено 27 семей. Переселение осуществлялось за счет свободного муниципального жилищного фонда, в том числе часть квартир была передана на эти цели из муниципальной собственности Наро-Фоминского района.

Кроме этого у нас апробируются новые, прогрессивные подходы к жилищному строительству. Так, группа ОПИН, работающая, в частности, в Апрелевке, использует так называемое квартальное проектирование. Проектировщики разработали концепцию красивого, удобного жилья. В новом микрорайоне жилую среду образуют три контрастных пространства: двор как наиболее приватная часть, полузакрытое пространство между двумя цепочками жилых домов-каре и пространство между жилой застройкой и периметром участка, где размещены общественные здания. Каждый двор жилого комплекса будет полностью закрыт для въезда автомобилей, а также оснащен камерами видеонаблюдения и пунктом охраны.

Вы спросили о доступности жилья. Сегодня с этим трудно. Мы разрабатываем нормативные акты, на основании которых жители района (в первую очередь нуждающиеся) могут приобрести квартиру или дом по льготной цене, а «внешние» — по рыночной.

Убежден, что в Московском регионе постоянные жители должны при покупке квартиры иметь приоритет перед приезжими.

Кроме того, есть, как известно, обязательства государства перед теми или иными категориями граждан: молодыми семьями, малообеспеченными, бывшими военными и другими категориями. К сожалению, мы не имеем возможности передвинуть в начало этой очереди тех специалистов, которые нам необходимы, или зарезервировать какой-то процент от предоставляемых квартир для наших врачей и учителей. Такие инициативы со стороны администрации района были — их тут же блокировала прокуратура.

Это одна проблема. Парадоксально, но увеличение зарплат в социальной сфере оказывается не только на пользу: оно не дает воспользоваться основаниями для льготного получения квартиры (постановка на очередь и предоставление жилья теперь только для малоимущих).

Мы задались вопросом: что делать в подобной ситуации? Строить муниципальный фонд? Но таких средств хватит на приобретение разве что одной-двух квартир в год, и это не решение проблемы…

Выход, который мы предлагаем: ЖСК для бюджетников, прежде всего для медицинских и педагогических работников. Это позволит, по нашим расчетам, снизить стоимость приобретаемого ими жилья почти в два раза.

Такое жилье всерьез и надолго — и на специалистов, обеспеченных квартирами, мы сможем рассчитывать.

— Удается ли справляться с проблемами ЖКХ?

— В целом да.

До недавнего времени в районе была одна управляющая компания со ­100%-ной муниципальной долей в уставном капитале. На этапе, когда этот рынок услуг только формировался, это позволило снизить риски появления недобросовестных управляющих компаний. На сегодняшнем этапе в целях усиления эффективности управления жилым фондом, принятия оперативных решений данная компания трансформировалась в несколько крупных УК по кустовому принципу.

Этими управляющими компаниями обслуживается 85,1% жилого фонда района. За последний год было внесено много изменений в жилищное законодательство, направленных на вовлечение в процесс управления жилым фондом собственников жилых помещений, в том числе через создание советов многоквартирных домов (СМД). Совет многоквартирных домов по своей сути прообраз ТСЖ. Но учитывая, что это общественный орган, не юридическое лицо, жители их создают более активно и учатся сообща решать вопросы по управлению общедомовым имуществом.

Городское поселение Наро-Фоминск является лидером в этом направлении среди поселений района. Этим муниципалитетом оперативно была разработана необходимая нормативная база и создано уже 14 советов и еще столько же инициативных групп, которые активно включились в работу, в том числе по оказанию содействия администрации в контроле за качеством управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг.

Конечно, как и в большинстве регионов, основная проблема — значительная степень износа жилых домов, что является одной из причин нежелания и боязни собственников создавать ТСЖ и брать на себя всю ответственность за содержание дома.

— И как вы решаете эти проблемы?

— Силами муниципалитетов эти проблемы, конечно же, решить невозможно. Поэтому я постоянно призываю своих коллег — глав поселений, в полномочиях которых находится решение этих вопросов, привлекать средства из других бюджетов путем участия в соответствующих программах. А таких программ в Московской области немало, правительством области ежегодно выделяются средства муниципалитетам на решение задач, стоящих перед отраслью ЖКХ.

Например, городское поселение Наро-Фоминск в рамках областной целевой программы в 2012 году получило из бюджета области 42 млн рублей на капитальный ремонт инженерных систем теплоснабжения, в 2013 году — около 11 млн рублей на капитальный ремонт дорог общего пользования, внутридворовых проездов. Два поселения района — г. п. Апрелевка и с. п. Атепцевское — активно участвовали в программе получения средств из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. За три года участия в этой программе сельским поселением Атепцевское на капитальный ремонт домов было получено из средств федерального бюджета 25,2 млн рублей, из областного — 3,4 млн. При этом местный бюджет затратил 3,9 млн, а средства собственников составили 1,7 млн рублей; городское поселение Апрелевка получило средства из федерального и областного бюджетов на общую сумму 93,6 млн рублей, в местном бюджете поселения на эти цели было предусмотрено софинансирование в размере 19,7 млн рублей, а средства собственников составили 5,96 млн рублей.

Наиболее острые проблемы ЖКХ в военных городках. Их у нас немало, учитывая, что на территории района расквартированы Таманская и Кантемировская гвардейские дивизии, а также отдельные воинские части. Процесс передачи жилого фонда от Министерства обороны РФ в муниципальную собственность еще идет…

Кроме того, нам передаются военными учреждения социальной сферы, например детские сады, которые мы должны привести в надлежащее состояние и обеспечить их нормальное функционирование. При этом они не имеют лицензии образовательного учреждения, так как функционировали в качестве структурных подразделений военных организаций. И, учитывая современные требования к работе детских дошкольных учреждений со стороны противопожарных служб, служб Роспотребнадзора, для получения лицензии необходимо провести капитальный ремонт с целью приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к учреждениям подобного типа.

 

Победить очередь

— Без этого очередь в сады не уменьшится?

— Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы она уменьшилась, и в ближайший год-полтора очередь будет ликвидирована. Эта задача поставлена президентом и губернатором.

У нас действует муниципальная целевая программа «Развитие муниципальных детских дошкольных учреждений НФМР на 2011–2014 годы». Электронная система постановки на учет в детсадах функционирует в районе с 2011 года. В июле 2013 года мы вошли в единую систему предоставления государственных услуг в Московской области, и теперь родители подают заявления в детский сад через единый портал государственных услуг Правительства Московской области. Это дало возможность сделать систему обеспечения дошкольников местами прозрачной, понятной и контролируемой.

Согласно нашей программе ежегодно создаются новые места в детсадах — как за счет строительства новых детских дошкольных учреждений, так и за счет возвращения зданий бывших детских садов, которые были перепрофилированы в другие образовательные и социальные учреждения в период спада рождаемости. В отремонтированных зданиях создаются новые дошкольные учреждения. Средства на создание мест выделяются муниципальным и областным бюджетами на условиях софинансирования. До вступления в программу количество мест в детских дошкольных учреждениях было около 4000, в настоящее время — 5901 (в 2011 году дополнительно введено 810 мест, в 2012-м — 150, до конца ­2013-го будет введено 1167 мест).

Подспорье — развитие частных детских садов, но пока они не стали массовым явлением, из-за того что их услуги довольно дороги.

Отдельно остановлюсь на развитии школ. Из 37 у нас три школы имеют статус региональной инновационной площадки. В прошлом учебном году введена новейшая школа в Апрелевке на 550 мест, в будущем году начнется строительство школы в Наро-Фоминске на 1050 мест: там предусмотрены бассейн, два спортзала, спорткомплекс при школе.

Хотелось бы отметить, что по итогам выпуска 2012–2013 года практически каждый десятый выпускник является медалистом (из 664 выпускников — 64 медалиста).

Ежегодно улучшается спортивная база школ. Мы строим спортивные площадки при них, но не только для школьников — для всех жителей. Наша концепция: школа должна стать центром, объединяющим микрорайон.

В этом году открылся стадион в Атепцевском поселении: футбольное поле с трибунами, волейбольная площадка, беговые дорожки. Завершен капитальный ремонт спорткомбината «Строитель» в Селятине — он проводился за счет средств областного и районного бюджетов.

1 сентября этого года мы открыли большой красивый стадион при лицее им. Героя России В. Волошиной в Головкове, такие же стадионы планируется построить при школах в Апрелевке и Верее. Создаем дворовые тренажерные площадки, например для популярного сегодня воркаута.

Завершается разработка проектно-сметной документации на реконструкцию ФОК «Мелодия» в Апрелевке. К уже работающему трехзальному спорткомплексу с бассейном будет построен футбольный стадион с искусственным покрытием и трибуной на 3 тыс. зрителей. В Наро-Фоминске проектируется Ледовый дворец.

В районе несколько ДЮСШ, воспитанники которых уже известны на мировой спортивной арене, как, например, чемпионки прошедшей Универсиады в Казани, мастера спорта международного класса Полина Хорошева и Дарья Данилина.

Культура у нас тоже не является «бедным родственником». Большая часть объектов культуры передана поселениям, и должен отметить, что это придало дополнительное ускорение в развитии этой сферы как в материальном, так и в духовном плане.

Отремонтированы ДК в Апрелевке, Селятино, Первомайском…

Идет ремонт в Наро-Фоминске переданного гарнизонного дома офицеров (теперь это МУК «Созвездие»), и к 1 сентября 2014 года он раскроет свои двери.

Район не оставался в стороне и помогал поселениям не только морально, но и материально.

Реализуется программа развития и районных учреждений культуры. От­ре­мон­ти­рована детская музыкальная школа в пос. Селятино, кроме того, скоро начнется строительство (проект на выходе) нового здания хореографической школы с концертным залом на 300 мест в Наро-Фоминске. И уже в декабре начинаем строить новую детскую школу искусств в Калининце.

Хотел бы затронуть еще одну важную тему. Очень своевременно губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев выдвинул и настойчиво продвигает программу «Парки Подмосковья».

Может, для ряда других регионов это пока не актуально, а для Подмосковья назрело!

— Почему?

— Кто бы что бы ни говорил, но за последние 10 лет многое изменилось, и мировоззрение большинства из нас тоже.

Наряду с «вечными» вопросами, которые жители ставят власти: повышение зарплаты, безопасность, благоустройство и т.д. — в число актуальных вошли не только создание благоприятных условий для работы, но и благоприятных условий для отдыха.

В Подмосковье большое количество граждан, которые интенсивно трудятся, платят налоги и хотят хорошо отдыхать. Создание таких условий — требование сегодняшнего дня!

Работы в этой области непочатый край, и мы совместно с поселениями Апрелевка, Селятино, Наро-Фоминск активно этим начали заниматься.

Вся эта работа подчинена одной цели — улучшить качество жизни людей.

— На эту же цель работает районная медицина?

— Да. Здравоохранение исключительно государственное. Мы занимаемся им в рамках переданных муниципалитету госполномочий.

В настоящее время финансирование здравоохранения осуществляется практически полностью через систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта система, в свою очередь, претерпевает изменения, и сегодня фонд ОМС работает по принципу одноканального финансирования. Однако муниципалитету удается привлекать финансирование на строительство и реконструкцию лечебных учреждений. С 2013 года впервые в систему ОМС была переведена скорая медицинская помощь.

Наро-Фоминский район был и остается участником областных программ «Модернизация здравоохранения в 2011–2013 годы» и «Развитие здравоохранения Московской области на 2013–2015 годы». Правила предоставления финансирования по ним очень жесткие: можно использовать средства только на то, что непосредственно связано с пациентом. То есть на реконструкцию палат можно, а на фасад нельзя. Поэтому ремонт фасада детской поликлиники в Наро-Фоминске частично был профинансирован из муниципального бюджета и частично из средств инвестора.

Но зато поликлиника у нас получилась образцовая. Недавно там побывала французская делегация, они были поражены: у них такие лечебные учреждения есть только в крупных центрах. И есть чему удивляться: и подбор врачей-специалистов, и инфраструктура поликлиники — бассейн, соляная пещера, кабинеты физиотерапии, лечебной гимнастики, диагностическая аппаратура — все отвечает современным требованиям…

В этом году в Наро-Фоминске при поддержке областного правительства началось строительство межрайонного гемодиализного центра. Сегодня наши пациенты с хронической почечной недостаточностью вынуждены получать эту услугу в Подольске, Красногорске, Москве, для этого мы выделяем им специальный транспорт. А теперь такой центр будет у нас в районе… Открытие планируется осенью 2014 года.

Другой важный для всех нас проект в области здравоохранения — межрайонный перинатальный центр. У нас в районе работает акушерское отделение в составе Наро-Фоминской районной больницы №1. Отделение высокого уровня: по квалификации врачей, оборудованию, в настоящее время оно имеет статус межрайонного центра — ведущего в медицинском округе. Но, к сожалению, располагается в старом приспособленном здании, и оболочка уже давно перестала соответствовать начинке.

Земельный участок вблизи районной больницы Наро-Фоминска был выделен давно, подготовлен проект, однако отсутствие финансирования не позволило его реализовать. В настоящее время финансирование выделено областным правительством, разработан новый проект современного перинатального центра. В ближайшее время начнется его строительство.

 

Связи не потеряны

— В какой мере бюджет муниципального района пострадал от вхождения части территории в состав Новой Москвы?

— Мне бы не хотелось подробно комментировать этот вопрос. Коротко: есть плюсы, есть и минусы. Немного цифр. С 1 июля 2012 года часть района (пять поселений) — 20% численности населения и 20% территории — вошла в состав Новой Москвы. Район потерял в общей сложности 28% производственного потенциала!

Но мы оптимисты. И сами себе поставили задачу восстановить переданное в тех же объемах, но в новых границах. Мы не теряем связи с нашими «бывшими» предприятиями. Не исключено, что некоторые из них в ближайшее время снова будут работать в Наро-Фоминском районе.

— По каким принципам формируется управленческая команда НФМР?

— В ней есть те, с кем я работаю долгие годы, и те, кого мы вырастили в коллективе администрации, поручали то один участок работы, то другой… Я вообще сторонник ротации кадров — и в управленческих структурах, и в муниципальных организациях.

Мы не назначаем перспективного завуча в той же школе — ставим его директором в другую, например новую или проблемную. Не должно быть замкнутости в коллективе — он от этой замкнутости закисает. Стимулы к развитию создают внешние люди, свежая кровь.

Я лично возглавляю аттестационную комиссию, и многие молодые, хорошо показавшие себя на квалификационном экзамене и проявившие хорошие организаторские способности специалисты сейчас уже сами руководители!

 

Один уровень, но работающий

— Как строятся отношения между исполнительной и представительной органами власти вашего муниципалитета?

— Они взаимно дополняют друг друга — представительный орган у нас составлен из представителей поселений: это орган согласования межпоселенческих интересов.

Как вы знаете, система местного самоуправления у нас двухуровневая — уровень муниципального района и уровень городских и сельских поселений. Причем каждый из этих уровней самостоятелен. Мы не можем приказать, обязать поселения что-то делать или не делать, хотя за ситуацию в районе и Правительство Московской области, и жители спрашивают в основном с районной власти.

Мы долго думали, как гармонизировать эти уровни, и пришли к тому, что сделать это лучше всего через представительный орган власти района. Раньше была такая система: глава района избирался всем населением, и депутаты районного Совета избирались также всем населением по избирательным округам, составленным с примерно равной численностью жителей.

При этом получалось, что из 25 депутатов девять у нас избрано от Наро-Фоминска. Что, конечно, нелогично, ведь Совет депутатов района должен решать вопросы межпоселенческого характера.

Мы отказались от такой системы формирования Совета депутатов. Сегодня там представлены поселения — глава поселения и два делегата от представительного органа поселения. Возглавляет Совет депутатов глава района. Он единственный, кто избирается всем районом.

После того как мы внесли соответствующие изменения в устав района, а было это в 2009 году, один из жителей подверг сомнению законность этих изменений: нам пришлось их отстаивать в судах нескольких инстанций вплоть до Конституционного суда. И везде наши решения устояли!

Несмотря на беспокойство, которое он нам причинил, инициативные, активные граждане — это очень важно, они не дают власти впасть в спячку, в благодушие, не дают глазу замылиться.

Другая организационная проблема, которую мы успешно решили в последние годы, — двойной набор органов исполнительной власти в административном центре муниципального района.

По 131-му закону муниципалитеты должны быть созданы в том числе в поселении, которое является центром муниципального района. Это удвоение органов власти — причем в ситуации, когда эти параллельные органы власти ранее никогда не существовали.

— Как вы относитесь к планам укрупнения муниципалитетов?

— Недавно, 8 ноября, в Суздале состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований. Подводили итоги 10-летней работы 131-го закона. Вопросов очень много, они одинаковы практически для всех регионов, только острота их разнится. И один из вопросов, который можно услышать в разных интерпретациях, порожден заложенным в действующем законе конфликтом интересов двух уровней муниципалитетов.

Как от этого избавиться? То ли в рамках существующего закона идти по пути укрупнения муниципалитетов и преобразовывать всех в городские округа. Может, настало время и кардинально поменять закон, и всем (а не отдельным регионам) перейти на одноуровневую систему муниципалитетов?

Мне, например, импонирует одноуровневая система местного самоуправления, в которой этим единственным уровнем является поселение. А на районном уровне нужно создать территориальные органы органов государственной власти субъекта Федерации.

Такая схема, кстати, даст возможность и дальнейшего совершенствования структуры и системы управления за счет изменения административно-территориального устройства. Это помогло бы навести порядок и в территориальных органах федеральной власти.

В Московской области и многих других регионах изменение административно-территориального устройства давно назрело: нарезка районов еще советская, современной экономической географии не соответствует. Есть районы с несколькими сотнями тысяч жителей, а есть — с несколькими десятками. Нужны субъекты управления, соответствующие современной ситуации, — они уже и сейчас появляются: есть же разного рода межрайонные структуры.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, поддерживаю мнение большинства участников съезда: настало время в целом в стране уточнить направления развития местного самоуправления… И конечно же, создать для него надежную экономическую основу.

— Не хватает денег?

— Денег не хватает никогда. Точнее, их всегда хочется больше.

Но на сегодняшнем этапе дефицит финансовых ресурсов острейший во всех муниципалитетах страны! За последние 10 лет усилилась несбалансированность обязательств муниципалитетов и их финансовых возможностей. С 2003 по 2012 год более чем в полтора раза увеличились перечни вопросов местного значения, при этом не производились не только компенсация возросших расходов на их решение, но и расчет «стоимости» этих новых полномочий.

В Московской области все эти вопросы тоже есть, хотя стоят не так остро, как в других субъектах.

— Почему?

— Область помогает, выше уровень подготовки кадров, многие научились правильно и своевременно готовить документы для участия в региональных и федеральных программах и привлекать много дополнительных средств. Поверьте, это очень важно.

Многие вопросы мы поднимали и на встрече участников съезда с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Президент обещал дать поручение подготовить корректировку закона — они будут обсуждаться на президентском Совете по развитию местного самоуправления. Совет муниципальных образований Московской области готовит свои предложения — надеемся, наш голос будет услышан.

Итак, вопросов много. Пора определиться с перспективами развития местного самоуправления. Составить, как сейчас модно, дорожную карту. И идти вперед — прямо, а не зигзагами! 


Баранов Александр Николаевич родился 28 июня 1958 года в рабочем поселке Шилово Шиловского района Рязанской области.

Образование высшее. Окончил: завод-втуз при Московском автомобильном заводе имени И.А. Лихачева в 1981 году; Московскую государственную юридическую академию в 2000 году; Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации в 2003 году.

Начал трудовой путь в 1975 году рабочим на Рязанском заводе автомобильных агрегатов производственного объединения ЗИЛ, оттуда направлен на учебу при МосавтоЗИЛе. По окончании учебы в 1981 году — мастер по ремонту ГКМ и пресс-ножниц службы механика одного из кузнечных цехов.

С 1983 года работает на Апрелевском опытно-экспериментальном заводе средств автоматики и контроля научно-производственного объединения «Прибор» — инженер-технолог 2-й категории отдела главного технолога, старший мастер механосборочного цеха, начальник механосборочного цеха. После службы в рядах Советской армии в 1986—1988 годах — заместитель главного технолога.

С 1990 года — председатель исполкома Апрелевского городского Совета народных депутатов Наро-Фоминского района Московской области, с 1991 года — глава администрации города Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области. В 1997 году избирается депутатом Московской областной думы.

С 2000 года по настоящее время глава Наро-Фоминского муниципального района. Свои полномочия убедительно подтвердил на выборах 7 декабря 2003 года, 2 марта 2008 года и 14 марта 2010-го.

В 1999 году принимал активное участие в создании Межрегионального движения «Единство» и возглавлял депутатскую фракцию «Единство» в Мособлдуме. На учредительной конференции Московской областной организации партии «Единство» избран одним из заместителей председателя политсовета. В настоящее время является членом партии «Единая Россия», членом Политсовета Московского областного отделения партии.

Имеет награды: орден Почета, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «70 лет ВС СССР», медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», ведомственный нагрудный знак МЧС России «За заслуги», юбилейная медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России». Является лауреатом Всероссийского конкурса 2005 года «Лучший муниципальный служащий», награжден дипломом Российской муниципальной академии за высокие достижения в развитии и становлении местного самоуправления в России. Лауреат премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Глава района года 2005» с вручением ордена «За честь и доблесть». Награды Московской области: знак отличия «За заслуги перед Московской областью», знак губернатора Московской области «За полезное», медаль «За безупречную службу», знак губернатора Московской области «За труды и усердие», знак губернатора Московской области «Благодарю», юбилейная медаль «10 лет Московской областной Думы», премия губернатора Московской области «За достижения в области экономики», медаль ордена Ивана Калиты, орден Ивана Калиты, почетный знак Московской областной думы «За вклад в развитие законодательства», почетный знак Московской областной думы «За верность Подмосковью».

По итогам Московского областного конкурса в 2003 году признан лучшим муниципальным служащим в номинациях «Управление», «Финансы», «Экономика».

Увлечения и хобби: автоспорт, охота. Возглавляет Московскую областную общественную организацию «Федерация спортивной стрельбы».

Женат, воспитывает двоих дочерей.