Способ снизить госрасходы

8Рубрика | Законопроекты

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Принятие закона о государственно-частном партнерстве, о котором эксперты говорили как о грядущем прорыве еще летом, задерживается.

Руководитель проектов по финансово-экономическим проблемам Института современного развития Никита Масленников поторапливает Госдуму, в недрах которой застрял документ. «Еще в апреле текущего года правительство внутри себя согласовало федеральный рамочный закон о ГЧП, который в том числе учитывал опыт свыше 70 региональных актов или законопроектов такого характера. Но до сих пор этот закон еще Госдуму не прошел, хотя все убеждали нас, что в осеннюю сессию он будет принят», — отмечает он.

По словам эксперта, в этом законе преду­смотрены практически все существующие сегодня в мировой номенклатуре формы и форматы государственно-частного партнерства. «Если раньше их на федеральном уровне было только два, причем один из них действовал целиком и полностью для строительства автомобильных дорог, то сейчас их девять. В том числе ныне можно создавать совместные государственно-частные предприятия для совместной эксплуатации инфраструктурных объектов. Есть возможность образовывать различного рода финансовые структуры, имеющие право выпускать ценные бумаги, которые называются инфраструктурными, или проектными, облигациями для финансирования такого рода крупных проектов. То есть этот закон может дать еще и стимул к оживлению российского финансового рынка в сегменте получения длинных денег».

Масленников перечисляет положительные стороны документа. «Во-первых, возникает частный бизнес, который достаточно жестко контролирует расходование средств, если это, конечно, не воровство государственных денег по взаимному соглашению. Предположим, что этого нет. Тогда появляется партнер, который заинтересован в создании объекта, потому что в последующем он будет его эксплуатировать. Он может даже претендовать на то, чтобы объект стал его собственностью. То есть получается, что для государства в процессе создания инфраструктурного объекта и инвестирования государственных средств такой жесткий бизнес-контроль вводится, что очень даже полезно. Это существенный момент, который нам крайне необходим сейчас».

«Второе: если появляется партнер, то вы можете раскладывать риски инвестиционного проекта на две стороны как минимум и экономить за счет прямых государственных инвестиций в ту же самую инфраструктуру. Просто считайте по каждой отрасли, по типу проекта, сколько на каждый бюджетный рубль должно было бы прийти рублей частных инвесторов. Тут уже вопрос каждого конкретного бизнес-плана. Это принципиальная конструкция, но тем не менее ориентированная на повышение эффективности государственных расходов», — отмечает сотрудник ИНСОР.