По накатанной дорожке
Рубрика | Отрасли
Текст | Николай АНИЩЕНКО
Российское автомобилестроение ушло в минус. КамАЗ за прошедшее полугодие сократил выпуск на 9%, АвтоВАЗ по итогам 10 месяцев — на 12,8%; УралАЗ говорит о минимальной загрузке за все 70 лет своего существования.
Однако ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что тяжелой ситуацию пока назвать нельзя.
«В кризис 2008–2009 годов все было гораздо хуже. Так что сейчас положение, скорее, непростое, и драматизировать его не стоит, — говорит аналитик. — На него в первую очередь оказывает влияние стагнация. Во-вторых, определенная насыщенность рынка, потому что с момента окончания кризиса, грубо, прошло три года — и все, кто хотел купить, машины купили. Есть отдельные модели и марки, которые показывают рост, но они не на первых ролях».
Каких-то сигналов, что стагнация заканчивается, пока нет, говорит Баранов. Однако парадокс в том, что продажи автомобилей на российском рынке, где потребители ведут себя достаточно импульсивно, зависят не только от общего экономического состояния. Поэтому в прогнозах эксперт осторожен: положение в автомобилестроении может качнуться в любую сторону.
«Я думаю, что ситуация неопределенности может продлиться до конца года, а уже в следующем году не исключаю постепенного оживления положения, — предвещает аналитик. — Это даже не связано с тем, что вся экономика будет расти. Просто и машины изнашиваются, и человек не может все время бояться».
В поддержку рынка играет высокий уровень его развития при относительно низкой автомобилизации страны в целом.
«У нас присутствуют почти все мировые производители, собираются пусть не все модели, но практически все марки. То есть наш рынок уже вырос из коротких штанишек, он вполне хороший и развитый; в стране ныне порядка трех десятков производителей комплектующих. Второй фактор: у нас до сих пор неудовлетворенный спрос. Если мы посмотрим статистику Росстата по количеству машин на 1000 человек, то в прошлом году, по-моему, там было 288, а в 2011 году — 270. Нам не то что до Америки или Японии, нам до наших бывших товарищей по социалистическому лагерю еще расти и расти. Потенциал рынка — это мощнейший фактор, который будет оказывать поддержку автопроизводителям», — уверен собеседник журнала «БОСС».
Несмотря на развитость рынка, Баранов не считает, что меры по поддержке отечественного автопрома будут нивелированы в среднесрочной перспективе, тем более что недавно они приведены в соответствие со стандартами ВТО. Однако не все усилия властей оправданы, утверждает он. Так, подготовленный Минпромторгом проект постановления правительства, который запрещает госструктурам приобретать авто, произведенные за пределами Таможенного союза, эксперт относит к нерабочим.
«Это постановление формализует какие-то предыдущие запреты, — говорит он. — Принимать его нет никакой необходимости. Учитывая лоббистские возможности чиновников, легко предположить, что либо суть документа будет выхолощена, либо его примут, но исполняться он не станет. Если я чиновник и мне запретят ездить на люксовой иномарке (потому что все остальные у нас производятся), я найду способ обойти закон. Возьму ее в аренду, в лизинг, какая-то фирма мне его предоставит. В итоге все равно буду ездить на шикарной машине, а государство тем или иным способом станет платить за ее эксплуатацию».