Рынок-невидимка


48-50Рубрика | Высокие технологии

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Ругать инициативы российской власти в области развития нанотехнологий стало признаком хорошего тона: отчасти из-за «во всем виноватого» руководителя РОСНАНО, отчасти потому, что результат его деятельности невооруженным глазом заметить так же сложно, как и исследуемые частицы. Однако есть немало зрелых проектов в этой отрасли — как относящихся к сфере компетенции концерна, так и полностью независимых от него.

Обилие кураторов

Исследование рынка нанотехнологий осложняется его раздробленностью.

Формальный консолидатор индустрии — приснопамятная корпорация «РОСНАНО» во главе с Анатолием Чу­бай­сом — действительно начал активно вкладываться в наиболее стоящие, по мнению его руководства, проекты на рубеже 2007–2008 годов, когда российские власти обратили внимание на огромный потенциал нанотехнологий. Однако прагматичный подход компании, для своего портфеля отбирающей преимущественно те разработки, которые способны были «выстрелить» в кратчайшей перспективе, и тот факт, когда в момент появления РОСНАНО на рынке уже действовали другие игроки, привели к тому, что созданные корпорацией инновационные кластеры объединили далеко не всех.

Один из ключевых показателей деятельности РОСНАНО — объем выработки продукции портфельных компаний — растет кратно. В 2012 году он составил 23,5 млрд рублей против 11,3 млрд рублей годом ранее. При этом по итогам 2015 года руководство РОСНАНО обещает фантастический результат в 300 млрд рублей, хотя объем продукции, произведенной независимыми от РОСНАНО компаниями к этому моменту, по прогнозам, должен быть вдвое больше.

Наилучшим образом распределение сфер влияния в отрасли отражает многообразие общественных организаций, вокруг которых собираются производители нанотехнологической продукции. Крупнейшие из них — Нанотехнологическое общество России (НОР), Национальная ассоциация наноиндустрии (НАН) и Межотраслевое объединение наноиндустрии (МОН).

 

Первый нанорейтинг

«Что такое независимые предприятия? Это значит, они попытались в свое время сыграть в эту игру с РОСНАНО, но по разным причинам не получилось», — объясняет исполнительный вице-президент Нанотехнологического общества России кандидат биологических наук Денис Андреюк. Причин много, но самая главная из них в том, что РОСНАНО с самого начала выступала как инвестиционный фонд. А реальные хай-тек-проекты с высокой долей научно-исследовательских разработок часто очень плохи с точки зрения возврата инвестиций, говорит Андреюк.

«В РОСНАНО люди в белых воротничках с хорошим образованием, как минимум Высшая школа экономики. Они росли на хороших учебниках, хорошо считать умеют по формулам, но на самом деле по этим формулам деньги не возвращаются. Обеспечить возврат их средств на условиях коммерческого кредита — кстати, довольно дорогого — без каких-то дополнительных связанных условий, по которым можно как-то еще зарабатывать, часто просто невозможно. Негатив у большинства неудавшихся партнеров РОСНАНО был как раз в связи с тем, что это коммерческий кредит. Это становилось понятно на каком-то из самых последних этапов, когда уже полгода велись не просто переговоры, а детальная проработка, когда проекты были сделаны, одобрены».

Однако говорить о том, что эффект в наноотрасли достигнут лишь вложениями РОСНАНО, эксперт считает неправильным. «Выстреливают, как правило, те проекты, у которых есть источники некоммерческих денег. А помимо РОСНАНО существует много других источников, где можно найти эти деньги, и деньги шли, и деньги идут — и фирмы растут».

Тем не менее статистика показывает: самые успешные в наноиндустрии регионы за редкими изъятиями совпадают с центрами приложения усилий РОСНАНО. «Это Татарстан, Томск, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, — перечисляет Андреюк регионы-лидеры. — Но в Петербурге, например, РОСНАНО как раз не очень хорошо представлена, а «Ростехнологии» — хорошо, и у них нанотехнологий очень много. Если говорить про самый развитый регион в этом смысле, то я бы назвал северо-запад».

«С точки зрения новых коммерческих правил игры — кто быстрее адаптируется к рыночной экономике и коммерциализации разработок советского периода — это Татарстан и Томск, — продолжает эксперт. — Там больше всего сделали институционально, централизованно власти. И РОСНАНО туда пришла, и с ней стали там разговаривать. Местных, региональных денег вкачано несопоставимо больше, чем роснановских».

Денис Андреюк — автор первого в России рейтинга предприятий наноиндустрии, который попал в распоряжение редакции журнала «БОСС». По его признанию, самым сложным при работе над документом было то, что в выборку попали разноразмерные предприятия: где-то работает 15 человек, а где-то 5 тысяч. Причем среди них какие-то компании занимаются нанотехнологиями целиком, а для каких-то их внедрение — лишь мизер в обороте (например, для КамАЗа, который, как ни странно, тоже отчитывается в Росстате по специальной форме 1-нано).

Понятно, что в таких условиях для сопоставления специально подбирались относительные критерии. «Выработка на одного занятого, прибыльность, динамика роста, экспорт… Если все это на должном уровне, то обычно предприятие в Топ-20, — раскрывает секреты исполнительный вице-президент НОР. — Еще фондоотдача, то есть выручка, деленная на стоимость основных активов».

По словам Андреюка, в рейтинге достаточно равномерно представлены предриятия всех наноотраслей за исключением микроэлектроники. Из компаний, работающих в этой области, в Топ-20 попала только одна («НТ-МДТ») — и то не за это: микроэлектроника не основное направление ее деятельности. Однако несколько подобных компаний разместились на строчках с 21-й по 50-ю.

 

В дефиците — интерес

Среди работающих в сфере нанотехнологий в России распространено мнение, что отрасль жива в основном остатками советских еще разработок. Мол, новых фундаментальных исследований почти не проводится, а зачастую от изобретения технологии до ее внедрения в массовое производство проходит десять, а то и пятнадцать лет.

Глава НАН Михаил Ананян, которая полностью обходится без финансовой помощи РОСНАНО, считает, что при должной расторопности сроки можно сократить в несколько раз. «Это особенность нашей страны. Здесь все обставлено таким количеством рогаток — и на каждом шагу требуются деньги, деньги, деньги. На самом деле когда действительно что-то кому-то нужно, то все может делаться быстро. Особенно при соответствующей финансовой поддержке. А если это размазывается по времени, то и деньги пропадают зазря. Потому что к тому счастливому моменту готовности разработки оказываются неактуальными».

«Максимум три-четыре года, — определяет Ананян срок реализации эффективного нанопроекта. — Иначе за это и не стоит браться».

Прогноз развития отрасли эксперт дает печальный. «Сегодня нас не то что США, Европа или Япония обошли. Нас обходят уже такие страны, как Бразилия, Австралия и прочие. И мы можем оказаться далеко позади них».

В России появляется и работает все больше средних и мелких предприятий, в основе которых лежат нанотехнологические патенты. Основной драйвер их появления и развития — талантливые инженеры, которые больше не хотят трудиться за одну зарплату и решаются на предпринимательский риск. 

 

Первый российский рейтинг нанокомпаний

Название компании  Баллы
ООО «ЦЕНТР ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ-УРАЛ» 3,50
ФГУП «ИРЕА» 3,00
ЗАО «Техстрой» (ОКПО: 54432486) 2,19
ЗАО «Оптоган» 2,18
ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» 2,17
ФГБУ «ТУСУР» 2,16
ЗАО «Метаклэй» 2,15
ЗАО НПХ ВМП 2,14
ООО «Нейтронные технологии» 2,13
ООО «ЗАВОД «КРАСКИ КВИЛ» 2,12
ЗАО «НОВОМЕТ-ПЕРМЬ» 2,11
ОАО «ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ» 2,10
ОАО «ТАМБОВСКИЙ ЗАВОД «КОМСОМОЛЕЦ» им. Н.С. АРТЕМОВА 2,09
ЗАО «НТ-МДТ» 2,08
ООО «ЭЛЕКТРОПРОМ» (ОКПО: 72281529) 2,07
ОАО «НИИПП»  2,06
ФГУП «ГНИИХТЭОС» 2,05
ООО «ВЛАДПОЛИТЕКС» 2,04
ИХВВ РАН 2,03
ООО «ТЕХСАПФИР» 2,02
ООО «НПП «ГКС» 2,01
ЗАО «УРАЛИНТЕХ» 2,00
ОАО «МСТАТОР» 1,50
ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» 1,48
ООО «ДАНАФЛЕКС-НАНО»  1,47
ОАО «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ»  1,46
ООО «АКРИЛАН» (ОКПО: 54631116)  1,45
ООО «НТО «ИРЭ-ПОЛЮС»  1,44
ООО «ОМСКТЕХУГЛЕРОД»  1,43
ООО «Керамик Инжиниринг»  1,42
ОАО «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ»  1,41
ОАО «АШИНСКИЙ МЕТЗАВОД»  1,40
ОАО «НИИНЕФТЕПРОМХИМ»  1,39
ЗАО «НИЦ «ИНКОМСИСТЕМ»  1,38
ООО «ФИРМА «АЛГ»  1,37
ЗАО «СВЕТЛАНА-РОСТ»  1,36
ООО «Белгородский завод сапфиров «Монокристалл»  1,35
ООО «ПКФ «АТЛАНТИС-ПАК» (копчение)  1,34
ООО «СБОРНЫЕ КОНСТР. ИНСТРУМЕНТА, ФРЕЗЫ МОСКВИТИНА» СКИФ-М  1,33
ООО «НПП «ЗСТ»  1,32
ОАО «КЗХ «БИРЮСА»  1,31
ОАО «НИИТМ»  1,30
ОАО «АЗКИОС»  1,29
ЗАО «ИЛИП»  1,28
ОАО «НИЦПВ»  1,27
ЗАО «КВ АО РЕЗИНОТЕХНИКИ «КВАРТ»  1,26
ЗАО «МБТ» БароМембранные Технологии  1,25
ЗАО «ТЕРМОТРОН-ЗАВОД»  1,24
ОАО «ГИРЕДМЕТ»  1,23
ФГУП «СКТБ «ТЕХНОЛОГ» (ОКПО: 05121441)  1,22
ОАО «СОРБЕНТ»  1,21
ОАО «ВАКУУММАШ»  1,20
ООО «НПП «Тасма»  1,19
ЗАО «НТЦ «ВЛАДИПОР»  1,18
ОАО «ОМСК НИИ ТЕХНОЛОГИИ И ОРГ-И ПР-ВА ДВИГАТЕЛЕЙ»  1,17
ОАО «ЗАВОД АИТ» (АВТОНОМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА)  1,16
ФГУП «НИИФП им. Ф.В. ЛУКИНА»  1,15
ЗАО «Плакарт»  1,14
ООО «НАНОКОРУНД»  1,13
ОАО «ИСС» им. академика М.Ф. РЕШЕТНЕВА»  1,12
ОАО «ЭЛЕКТРОВЫПРЯМИТЕЛЬ»  1,11
ОАО «ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА» (ОКПО: 07508517)  1,10
ЗАО «ГЕНЕРИУМ»  1,09
ЗАО «ЦПТ»  1,08
ОАО «ВИАСМ»  1,07
ОАО «ИНЭУМ им. И.С. БРУКА»  1,06
ОАО «ДНИИ «ВОЛНА»  1,05
ООО «ЛЕДЕЛ»  1,04
ООО «ПО «ЭНЕРКОМ»  1,03
ООО «ТМК-ИНОКС»  1,02
ООО «УНИКОМ» (ОКПО: 61595504)  1,01
ООО «ГАЛЕН» (ОКПО: 13101102)  1,00
Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте