Взяли интеграл

15Рубрика | Взгляд на общество

Текст | Любовь ДУХАНИНА

1 сентября вступил в силу новый закон «Об образовании», который на всех стадиях — от разработки до принятия — классифицировали не иначе как «спорный». Но превращать его в жупел, источник всех проблем образования, нет оснований.

Данный закон — интегральный. Такой подход позволил в одном документе описать все аспекты работы учреждений дошкольного, школьного и высшего профессионального образования.

Документ, например, помогает решить проблему недостаточности материально-технической базы и высококвалифицированных педагогических кадров. Закон предлагает сетевую систему взаимодействия образовательных учреждений. Это означает, что дети, обучаясь в одной школе, могут получать образовательные услуги на территории другой. Например, ребенок хочет пройти курсы экспериментальной физики, которые есть только в физико-математическом лицее. Но уходить из своей школы, своего класса он не хочет. Тогда он имеет возможность проходить полный образовательный процесс в своей школе и дополнительные образовательные модули получать на базе других школ. Это — новелла, которая имеет хороший потенциал для улучшения всей системы образования.

Многие граждане волнуются насчет того, что закон якобы вводит платные уроки. Действительно, в документе не прописано, какое количество предметов в каком классе граждане получают за бюджетные средства. Но там прописано, что бюджетное финансирование осуществляется в рамках федерального стандарта.

Такая же ситуация и в предыдущие годы существовала. Был утвержденный учебный план, по которому дети получали занятия, не оплачивая их, потому что деньги на оплату этих занятий шли из бюджета. Но если возникала ситуация, связанная с дополнительным иностранным языком, с секцией регби или еще с какой-то такой добавкой, то они становились всегда платными. Увеличения же объема платных услуг сам по себе закон не предусматривает.

Таким образом, музыка или изо не станут платными, если только семья не скажет, что вместо пяти уроков математики они за счет бюджета выбирают восемь, и в этой связи они не берут музыку и изо, а на музыку и изо будут ходить как на платную услугу. Важен суммарный объем часов, оплата которого за счет бюджета остается гарантированной.

Наибольшую тревогу вызывает вопрос снабжения детей из малообеспеченных семей школьной формой, которая теперь становится обязательной. Логика подсказывает: хорошо бы, если бы такие обязательства взяло на себя государство. Но это, скорее, проблема, относящаяся к компетенции субъектов Федерации, а у субъектов разная экономическая ситуация. Каждый регион будет решать это самостоятельно.

Общественная палата проводит мониторинг повышения стоимости проживания в общежитиях, которое вытекает из мер, предусмотренных в новом законе. Насколько серьезным станет это повышение, пока сложно сказать. Я думаю, вузы будут пытаться сгладить это за счет привлечения дополнительных внебюджетных средств. Другой путь навряд ли можно придумать.

Надо упомянуть, что даже большее влияние, чем закон, оказывает сейчас на школу переход на новые образовательные стандарты. Это означает кардинальную модернизацию подхода к образованию: использование принципиально новой системы оценивания, когда в качестве планируемого результата ставится задача не только достигнуть определенных знаний по предмету, но и развивать надпредметные умения, личностные качества ребенка. Принятый закон — лишь часть этого процесса. 

 

Духанина Любовь, член ОП РФ, директор Центра образования «Наследник», член Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России. Родилась в городе Чаплыгин Липецкой области. Окончила Московский инженерно-физический институт, Академию внешней торговли, Академию повышения квалификации работников образования России. Кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор.

В 1992 году учредила и возглавила частную школу «На­след­ник».

Президент образовательного холдинга «Наследник», член-корреспондент Меж­ду­на­родной Академии менеджмента, почетный работник общего образования России, заслуженный деятель народного просвещения России, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки России.

Вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР), председатель попечительского совета Фонда им. С.В. Образцова, руководитель художественной галереи.