Трутнев сработает?

9Рубрика | Регионы

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Замена Виктора Ишаева на Юрия Трутнева на посту полпреда президента на Дальнем Востоке была названа плановой, несмотря на фон в виде чудовищного природного катаклизма. Изменился и уровень внимания к региону: премьер-­министр Дмитрий Медведев, создавая новые комиссии по решению различных дальневосточных проблем, объявил, что лично возглавит правительственную комиссию по развитию этого федерального округа.

Вопреки многим экспертам политолог Глеб Кузнецов в последних событиях вокруг восточной части страны склонен видеть не кризис управления, а напротив — преодоление продолжавшихся долгие годы менеджерских трудностей.

«Дальний Восток — специфичный регион. Если вспомнить его политическую историю последних десяти лет, то мало кто добивался карьерных успехов в управлении. Там менялись полпреды, и никто из них на повышение, как мы помним, не пошел. И пенсия — это не самый плохой вариант, — говорит эксперт. — Я думаю, что в этом контексте сейчас можно говорить, скорее, о разрешении перманентного управленческого кризиса. Ни один человек, сопоставимый с Юрием Трутневым по своему административному весу, опыту, позиции в элите, никогда еще за Дальний Восток не отвечал. Так что назначение Трутнева — это не кризис, это его разрешение».

По словам Кузнецова, пока главная задача Трутнева — устранение последствий наводнения. Но уже очевидно, что концепция управления округом будет сменена.

«Ишаев был человек, который считал, что развивать Дальний Восток нужно с помощью прямых бюджетных вливаний из центра. Полагаю, что Юрий Петрович [Трутнев] как человек более молодой и более прогрессивный, как в прошлом министр природных ресурсов будет способствовать тому, чтобы Дальний Восток, скорее, опирался на собственные силы. То есть создавать оптимальные условия для привлечения инвестиций — прежде всего в природопользование и недропользование. На Дальнем Востоке сосредоточена примерно половина ресурсного потенциала России, причем в «нераспечатанном» состоянии».

Одна из главных проблем региона — серьезное отставание от остальной России по уровню развития инфраструктуры. По мнению собеседника журнала «БОСС», по-настоящему огромные проекты вроде БАМ-2 или реконструкции Транссиба и при Трутневе будут спонсироваться преимущественно из госбюджета. А в строительстве дорог и прочих коммуникаций к месторождениям или портам все более значительную роль играет механизм государственно-частного партнерства.

«И тут как раз очень пригодится лоббистский потенциал Трутнева, который значительно более высок, чем у Ишаева, — замечает эксперт. — Трутнев — федеральный политик, он способен оказывать влияние на законодательные органы, чтобы они быстрее принимали законы и регулирующие акты. Потому что — говорю как человек, который немного с этим сталкивался, — очень часто основная заминка в проектах ГЧП в том, что не прояснен механизм возврата частных инвестиций. Просто нет закона, по которому от использования инфраструктурных объектов, построенных на частные деньги и переданных государству, можно получить доход (а если говорить про железные дороги, это будет особенно сложно). Я думаю, что Трутневу удастся решить эти и подобные проблемы».

Кузнецов не видит в произошедшей кадровой рокировке угрозы проектам, которые уже реализуются в регионе: «Просто что-то будет переориентировано. Потому что Трутнев сможет заставить федеральный центр внимательно реагировать на какие-то вещи».

Когда премьер Медведев объявлял о новой правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, то сослался на положительный опыт такого решения проблем в другом федеральном округе — Северо-Кавказском. По мнению политолога, единственное, что есть общего у Дальнего Востока и Северного Кавказа, — это и там, и там очень серьезные проблемы, и решать их по-старому не получается.