Надежда БЕЛОВА: сельская торговля формирует качество жизни на селе и нуждается во всесторонней поддержке
Рубрика | Босс номера
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН
ООО «Ника» (Всеволожский район Ленинградской области) — компания, специализирующаяся на торговле в сельской местности. О перспективах выживания сельской торговли в конкуренции с сетевыми магазинами и противоборстве с высокими затратами и был наш разговор с генеральным директором «Ники» Надеждой Беловой.
Вся надежда на покупателя
— Надежда Борисовна, мы знаем, что ваш бизнес расширяется.(См. интервью Надежды Беловой в №4/2013. — Ред.) На каком этапе находится строительство нового двухэтажного магазина?
— Мы начали его строить в середине лета. Стройка идет полным ходом — уже почти построено левое крыло. Строительство и ввод в эксплуатацию пройдут в несколько этапов — по-другому, к сожалению, не получается. Сначала сдадим первый этаж и начнем там торговлю — надеюсь, это произойдет в текущем году, параллельно будем надстраивать второй этаж…
— Строите на кредитные средства?
— Частично — на отчисления от прибыли, частично — на кредитные средства. Кредиты дорогие, получить их не так-то просто, потому и строительство планируем на длительный срок. Сотрудничаем со Сбербанком — уже много лет. Считаю, что это оптимальный банк для малого и среднего бизнеса.
Сегодня у меня в деревне Лаврики небольшой магазин — 108 кв.м, а в соседней деревне Мурино — еще меньше. В новом магазине площадь торгового зала на первом этаже будет 314,8 кв.м, а общая площадь — 361 кв.м.
Большая площадь даст возможность увеличить ассортимент, использовать современные торговые технологии. Мы стараемся работать на уровне крупных сетевых магазинов.
— Готовы ли вы к конкуренции с ними?
— На сегодняшний день в нашем районе сетевые магазины только появляются, но если ничего не делать, стоять на месте, то сети просто «съедят» такие магазины. Крайне важно расширять свой бизнес, для того чтобы им противостоять.
Исходя из этого строится наша маркетинговая модель и ассортиментная политика: у нас представлены продовольственные товары, в том числе алкогольная продукция, товары для дома и хозяйственные товары, а также некоторые виды одежды. На маленькой площади совместить все довольно сложно — новый торговый комплекс поможет решить эту проблему.
— Это товары самого «горячего», повседневного спроса?
— Да, потому что буквально в трех километрах большие специализированные магазины по каждому из видов продукции, которой мы торгуем: и продовольственные, и хозяйственные, и магазины одежды и обуви для взрослых и детей… От некоторых видов ассортимента мы вынуждены из-за этого отказываться: к примеру, некоторое время назад занимались детской одеждой, но свернули это направление как нерентабельное…
Кроме того, вокруг нашего поселка ведется масштабное жилищное строительство, возникает урбанизированная пригородная территория. И уже в самое ближайшее время сетевые магазины наверняка появятся в непосредственной близости от нас.
Потому мы и строим крупный магазин — чтобы соответствовать этому вызову для нашего бизнеса.
— Удастся ли конкурировать с сетевыми магазинами по цене?
— Знаете, я стараюсь привлечь покупателей в том числе и ценовыми факторами, постоянно провожу для них новые и новые акции. Но по большому счету конкурировать с сетевыми магазинами по ценовым параметрам для нас очень сложно.
Поставщик нам дает ту цену, которая в сетевых магазинах является ценой продажи покупателям, а зачастую даже выше. В результате чего наша цена значительно превышает цену сетевиков, либо я должна работать без прибыли, и у меня не будет источников для развития бизнеса.
— На что же вы рассчитываете?
— Во-первых, если нам пока сложно конкурировать с сетевыми магазинами по цене, то мы должны им что-то противопоставить, например, иметь такой продукт, который был бы только у нас (свой, индивидуальный).
Во-вторых, так как вокруг деревни ведется масштабное строительство, то, соответственно, и сами Лаврики будут расти. В связи с этим увеличится численность населения, что для нас немаловажно.
Ну и в-третьих, у нас к каждому покупателю индивидуальный подход. Мы ориентируемся на потребности покупателя. Привозим те виды продукции, которые ему необходимы, в том числе работаем по индивидуальным заказам, ведь люди часто готовы заплатить чуть дороже, но купить тот продукт, который им нравится.
В этом плане сетевые магазины нам уступают.
— Пытаетесь ли искать альтернативных поставщиков — тех, кто еще не полностью «завязан» на сетевые магазины?
— Я пытаюсь выбивать из них все что возможно, но… как я уже сказала, поставщики, даже если я беру у них большие объемы, не дают мне нужной цены.
Мы для крупных поставщиков сегодня не очень интересны. А мелких поставщиков, мелких производителей, небольших фермерских хозяйств, мини-цехов по производству продовольственной продукции сегодня мало — и в Ленинградской области, и в стране в целом.
В будущем мы сами хотим стать производителем. Это еще одно из направлений расширения нашего бизнеса в ближайшие годы.
…Мы работаем не только для прибыли, но и для создания рабочих мест в своей деревне. Все наши сотрудники — жители нашего района: это принцип функционирования предприятия. И сегодня мы планируем сотрудничать с такими банками, которые могли бы давать ипотечные кредиты на организацию для предоставления жилья сотрудникам. Тем самым хотим помочь улучшить жилищные условия людям, которые работают в нашей компании уже много лет и нуждаются в этом. Плюс обеспечение жильем будет привлекать новых сотрудников.
Не только бизнес
— Какое значение имеет развитие торговли в сельской местности для решения социальных проблем сельских жителей и становления бизнеса на селе?
— Сельская торговля — не просто бизнес, в нем не стремятся только к прибыли любой ценой. Это вид торговли, который максимально обращен лицом к интересам жителей.
Малая торговля — канал продвижения продукции небольших фирм, производящих потребительские товары, фермерских хозяйств. Это сфера, обеспечивающая создание условий для жителей деревни, их приусадебных хозяйств.
— Формирующая наряду с жилищной, социальной сферами качество жизни на селе?
— Именно так. Развитие сельской торговли, на мой взгляд, должно поддерживаться на всех уровнях — и федеральном, и региональном, и муниципальном. Поддерживаться и законодательно, и на уровне подзаконных актов, и на уровне практических решений властей.
Увы, сегодня такой поддержки — по крайней мере поддержки систематической — нет: мы предоставлены сами себе. Потому при высоком уровне спроса уровень предложения торговых услуг недостаточен. Работа большинства сельских торговых компаний на грани рентабельности, рынок сельской торговли недостаточно конкурентный.
Помочь может и муниципалитет
— Какие условия, преференции необходимы для торговли в сельской местности?
— На мой взгляд, должны быть определенные налоговые льготы для торговых предприятий, которые работают на селе, в небольших поселках, особенно в удалении от крупных транспортных магистралей. Потому что затраты они несут очень большие, а платежеспособность жителей удаленных поселков довольно низкая.
— Нужно помочь им ликвидировать финансовый разрыв между необходимыми затратами и возможными доходами?
— Да. Что касается отношения к нам контролирующих органов, здесь особых вопросов нет. Государство упростило контроль за торговыми предприятиями. Сейчас нет таких спонтанных проверок, как раньше, а зачастую это были безосновательные проверки.
— А как насчет контроля по алкогольной продукции?
— Это довольно жесткая система — очередной шаг государства, весьма спорный, затратный для компаний, но нам приходится подчиняться и приспосабливаться к режиму контроля, иначе это грозит огромными штрафами.
Серьезная проблема для нас — трудности в приобретении арендуемых земельных участков. С каждым годом аренда — все более и более увеличивающаяся статья расходов нашей компании. Она съедает значительную часть прибыли предприятия. В 2012 году стоимость аренды выросла в три раза по отношению к предыдущим! Что ждать дальше?..
Я бы с радостью купила земельные участки, на которых находятся мои магазины. Аккумулировала бы средства — в конце концов земельные участки можно использовать как залог для получения кредитных средств. Но муниципалитет не хочет продавать землю…
На мой взгляд, главный вклад муниципалитета в развитие бизнеса на его территории — это прежде всего внимание, доверие и поддержка. Если арендуемый участок находится в аренде у одного и того же предпринимателя или организации большой срок, то почему бы не передать его в собственность?
— Каким вы видите развитие сельской торговли? Будет происходить концентрация капитала или наиболее рентабелен микробизнес?
— Единого правила нет. Если это пригородная зона, то потребуются довольно крупные торговые мощности, наибольшее влияние приобретут средние и крупные торговые компании. Если речь идет об удаленной сельской местности, то, скорее, будут востребованы небольшие магазинчики.
Как помочь малым?
— А какие препятствия мешают развитию торгового бизнеса в целом?
— Прежде всего монополизм. Зачастую зеленый свет для работы, особенно в крупных населенных пунктах и жилых массивах, получают крупные торговые операторы. Во многом за счет того, что они умеют выстроить отношения с местными властями, заинтересовать их материальными поступлениями в местную казну.
Конечно, бюджет — это очень важно, из бюджета финансируются социальные программы. Но, я считаю, местные власти должны работать и в непосредственных интересах граждан, создавать стимулы для их удовлетворения со стороны хозяйствующих субъектов.
— Есть ли сейчас, на ваш взгляд, в стране необходимые условия для развития малого бизнеса?
— Государство многое делает для развития малого предпринимательства, существуют программы финансовой и кредитной поддержки федерального уровня. Собственные программы поддержки имеют субъекты Федерации и муниципалитеты…
Но поддержки, как я показала на своем примере, явно недостаточно, поддержки как системы нет. Микро- и малый бизнес чахнут, в том числе из-за непродуманных решений законодателей и правительства вроде резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
На мой взгляд, должна быть система кредитования малого бизнеса через государственные финансовые учреждения, какая действует во многих странах мира. Также необходимы налоговые каникулы для начинающих компаний.
Требуется упрощение процедур налогового администрирования для всего российского бизнеса, но в первую очередь для малого.
Необходима систематическая борьба с монополизмом на всех уровнях. И еще: важно спрашивать с муниципальных и региональных руководителей за развитие малого бизнеса, ввести этот параметр в критерии оценки их деятельности. При соблюдении этих условий малый бизнес в стране в ближайшие годы поднимется, и этот подъем увеличит темпы роста экономики.
— А налоговая политика? Как она должна измениться, чтобы стимулировать всплеск предпринимательской активности в стране?
— Я уже сказала о налоговых каникулах для начинающих компаний. Нужны налоговые льготы для фирм, работающих в сферах, важных для социального развития, а также в регионах и отраслях, которые стране необходимо развивать опережающими темпами.
Надо упростить процедуры начисления и уплаты налогов, обеспечить налогоплательщика необходимым для нормальной деятельности комплексом прав — они не должны находиться по отношению к налоговым органам в неравноправном положении. И это касается не только налоговых — всех контролирующих, а также правоохранительных органов. Будет в законодательстве заложен такой принцип — значит будут постепенно созданы гарантии для нормальной, спокойной работы бизнес-структур.
— Какие формы могут быть использованы, для того чтобы донести точку зрения делового сообщества до органов власти?
— На мой взгляд, деловое сообщество должно доносить свою позицию разными способами, с помощью разных структур — будь то органы представительной власти, отделения Общероссийского народного фронта, общественные советы при ведомствах всех уровней, экспертные, консультативные органы законодательных собраний субъектов Федерации и Государственной думы. Предприниматели обязаны занимать активную позицию, добиваться защиты своих интересов. Тем более что их интересы и интересы общества, интересы экономического развития во многом совпадают.
Больше чем было, но все еще мало
— Какую роль в общественной жизни и в управлении играют женщины-руководители?
— С начала 90-х годов женщины усиливают свое присутствие во всех сферах общественной и экономической жизни, и это естественно. Они хорошие психологи, а значит, хорошие организаторы, обладают зачастую большей системностью, чем мужчины, им неведомы безвыходные ситуации.
В результате на низовом уровне бизнеса и управления женщин сегодня много. Но на более высоких этажах они представлены недостаточно.
— Что необходимо для усиления роли женщин в политике, бизнесе и общественной жизни?
— Изменение психологии нашего общества, отказ от неверных стереотипов, что только мужчина может быть «командиром». Женщины могут быть не менее, а то и более успешны, чем мужчины, как минимум на половине высших позиций в бизнесе и государственных органах власти, особенно там, где требуются кропотливая работа, системное развитие.
Сегодня в стране есть несколько губернаторов, министров-женщин. Это, думаю, во многом отражение личной позиции Владимира Владимировича Путина по поводу достоинств женского стиля управления.
Но личная позиция главы государства — еще не система. Нет ни одной женщины в числе первых лиц крупнейших национальных корпораций… Мало женщин среди министров федерального и особенно региональных правительств: в мире их число доходит до 40–50%, а у нас, как правило, они встречаются только среди кураторов социальной сферы и сферы услуг. Довольно слабое представительство женщин в законодательных органах всех уровней…
Так что увеличивать представительство женщин есть куда, и такое увеличение будет способствовать стабильному экономическому и социальному развитию, процветанию нашей страны.
Белова Надежда Борисовна родилась 11 сентября 1972 года в деревне Семеновское Сусанинского района Костромской области в простой деревенской семье. Мать работала дояркой, отец — трактористом.
В 1978 году семья переехала в деревню Лаврики Ленинградской области.
В 1986 году Надежда Борисовна окончила школу и поступила в швейное училище в Ленинграде. Окончив училище, работала в Доме мод по специальности «Портной женской верхней одежды» до 1995 года.
В 2000 году решила открыть свое дело. Зарегистрировалась как частный предприниматель, взяла в аренду три торговых ларька и занималась поставкой и продажей горячего хлеба населению.
В 2005 году образовано ООО «Ника». Оно занимается торговой деятельностью и планирует в будущем производство продуктов питания.