Пока бесплатно

9Рубрика | Регионы

Текст | Николай АНИЩЕНКО

В конце июля состоялось заседание первого за последние восемь лет Президиума Госсовета, посвященного вопросам медицины. Несмотря на внушительные по меркам последних десятилетий средства, которые вкладываются государством в модернизацию этой сферы, 35% населения остаются недовольны качеством медобслуживания в регионах.

Член Общественной палаты, бывший депутат Госдумы (1999–2003), директор ГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» Минздрава России Николай Дайхес считает, что две трети этого недовольства складываются из-за неумения организовать работу на местах.

«Не везде губернаторы, министры хотят заниматься здравоохранением так, как это нужно, — утверждает он. — Там, где занимаются, средства действительно вкладываются».

«У нас очень часто рыдают по поводу того, что мало денег. Но еще надо уметь их правильно потратить, чтобы это прочувствовал потребитель. В первую очередь, конечно, должно правильно работать первичное звено здравоохранения, о чем и шла речь на Госсовете. Я не хочу обижать своих коллег — многое сегодня делается. Но если бабушка придет в поликлинику, а ей там нахамят, или она посидит в очереди пару часов при неумении правильно организовать потоки больных, то вот отсюда складываются проценты недовольных», — говорит член Общественной палаты.

Участники заседания сошлись в том, что сегодня в стране существует значительный резерв, для того чтобы разгрузить лечебные учреждения и повысить качество оказываемых услуг. По мнению Николая Дайхеса, путь к этому — во внедрении новых форм обслуживания пациентов и других критериев работы: чтобы больницам платили не за количество койко-мест, а за реально вылеченных пациентов.

«Нужно платить в первую очередь за пролеченного больного: не за то, сколько дней он пролежит на койке, а за то, как мы его вылечили. Сегодня в Европе, развитых странах широко распространен стационар одного дня. Когда человек приходит — даже на небольшую операцию — в 6 утра, а уходит вечером — при условии, если у него нет осложнений. Существует признанный путь модернизации лечебных учреждений путем их слияния в одну большую современную больницу. Естественно, при этом должна развиваться скорая помощь, которая обеспечивала бы доставку больного. Но российская специфика не всегда позволяет это делать: у нас ведь огромная страна, и такие шаги часто встречают сопротивление общественности», — сетует Дайхес.

По его мнению, улучшение качества оказания медуслуг не в последнюю очередь сдерживается организациями медицинского страхования, которые — за редким исключением — не желают эволюционировать. «Страховые компании сегодня по-прежнему, к сожалению, являются всего лишь посредником между государством и пациентом. Возможно, даже пальцев одной руки будет много, чтобы назвать страховые компании, которые, аккумулируя огромные средства, реально помогают федеральным центрам или обычным больницам. Сегодня, с одной стороны, собираются деньги, с другой — страховая организация выступает неким фильтром медицинских услуг».

Чтобы исправить ситуацию здесь, эксперт предлагает еще раз пересмотреть законодательную базу — в сторону ужесточения ответственности компаний вместе с лечебным учреждением именно за качество лечения.

Дайхес говорит, что так называемые медицинские стандарты, по которым сегодня лечат, сродни бухгалтерским документам: они удобны в первую очередь для страховщиков. «Сегодня, слава Богу, мы уходим от стандартов. На первое место выходят порядки оказания медицинской помощи, то есть медицинская терминология, медицинский результат», — утверждает доктор.

Главным же итогом прошедшего Гос­со­ве­та Дайхес считает то, что высокотехнологическая медицинская помощь, которая по настоянию Минфина должна была стать платной с 2015 года, пока останется бесплатной для населения.