Дракон пересел на «Стелс»

8Рубрика | Отрасли

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Президент Владимир Путин недоволен качеством новых военных кораблей.
На совещании по перспективам развития ВМФ он привел в пример случай, когда только на корабле одного проекта во время строительства произошло 132 случая отказа
техники.

О состоянии дел с судостроением и гос­оборонзаказом для ВМФ журнал «БОСС» расспросил главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко. По его мнению, Владимир Путин «привел самую вопиющую статистику, которая дает возможность понимать суть проблемы». «Конечно, качество страдает. И во многом это обу­словлено, во-первых, тем, что при [экс-министре обороны] Анатолии Сердюкове существенно был сокращен аппарат военпредов, которые являются глазами и ушами Министерства обороны при прие­ме техники из промышленности. Второе: качество изготовления техники, особенно комплектующих, вызывает очень много нареканий».

Коротченко поясняет, что эта проблема упирается в низкую технологическую дисциплину и отсутствие инженерных и конструкторских кадров, которое связано с разрывом поколений. «В 1990-х — начале 2000-х годов самое активное среднее звено ушло с предприятий. Там остались старики и молодежь, которая сейчас приходит. И хотя на оборонку сегодня пролился золотой дождь в виде гособоронзаказа, этих денег недостаточно, для того чтобы были по-прежнему решаемы вопросы надлежащего качества».

По его мнению, сколько бы средств ни выделялось на развитие оборонки, ничего не получится без комплексного подхода. «Здесь необходимы системные усилия, связанные с подготовкой, с возвратом к тем схемам, которые существовали ранее, когда рабочие и инженеры после подготовки целевым образом шли на те или иные предприятия. Эту систему во многом предстоит отстраивать заново. На что нужны десятилетия. Но так или иначе эту работу надо начинать и вести активно, наступательно. В противном случае мы лишимся многих сегментов оборонной промышленности, а значит, армия и флот недополучат новое оружие — и, следовательно, не будут способны гарантировать суверенитет государства».

Ряд предприятий европейской части страны не справляется со сроками сдачи кораблей новых проектов. Официально — из-за того, что подрядчики срывают сроки поставок комплектующих. В то же время на Дальнем Востоке жалуются на недозагруженность верфей. Так, в начале августа и.о. губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт заявил, что «заказов недостаточно».

«Я не понимаю, на что жалуются [дальневосточники], — говорит Игорь Коротченко. — Надо брать конкретные предприятия, чем они недозагружены. Если мы говорим про судостроительный кластер, то на Дальнем Востоке необходимо идти на активную кооперацию с той же Южной Кореей — для того чтобы создавать конкурентоспособные верфи современного уровня, способные строить суда гражданских классов».

По словам собеседника журнала «БОСС», в судостроении «куда ни плюнь — везде проблемы». «Но тем не менее их предстоит решать менеджменту Объединенной судостроительной корпорации, на которую сегодня и делается основная ставка по разруливанию и нейтрализации тех негативных процессов, происходивших все эти годы», — уверен Игорь Коротченко.

Буквально накануне о грядущей модернизации судостроительной отрасли объявил Китай. Главред «Национальной обороны» призывает не недооценивать этого «сильного игрока, сильного конкурента». «Уверяю вас: пройдет еще 10–15 лет, и Китай может серьезно потеснить Россию на тех традиционных рынках, где мы продаем наше оружие, в том числе военно-морскую технику».