По новым правилам
Рубрика | Взгляд на бизнес
Текст | Александр БЕЛЯКОВ
В 2014 году может вступить в силу закон о регулировании рынка Форекс в России, проект которого сейчас рассматривается в Думе. Как повлияет это на рынок?
Однозначно: российский рынок внебиржевой торговли валютой (Форекс) нуждается в законодательной базе, и принятый 11 июня 2013 года в первом чтении законопроект о регулировании деятельности форекс-компаний — это первый шаг к развитию цивилизованного поля для работы на валютном рынке.
Однако очевидно, что законопроект пока еще достаточно «сырой» и ему предстоит серьезная проработка. В частности, на данный момент в документе недостаточно подробно проработаны такие вопросы, как взаимодействие саморегулируемой организации и Центробанка в процессе выполнения своих контрольно-надзорных функций над рынком Форекс, нет четких критериев в отношении судебных процессов и судебной защиты участников рынка и т.д. Концептуально идея регулирования рынка Форекс несет положительный эффект как для добросовестных профучастников, так и для их клиентов.
Говоря о профучастниках рынка, могу предположить, что их число, вероятно, сократится на 20% и более. С рынка уйдут мелкие игроки, которые не захотят или не смогут покрывать предполагаемые законом взносы и отчисления. Так, согласно новому закону, все российские форекс-брокеры обязаны быть членами СРО, которое бы объединяло более 50% всех форекс-компаний. Причем размер взносов в СРО не будет привязан к объему бизнеса форекс-компании, каждый дилер обязан заплатить 1 млн рублей в виде вступительного взноса, а затем ежемесячно по 350 тыс. рублей. Помимо этого каждому участнику рынка нужно внести 2 млн рублей в компенсационный фонд, создаваемый при СРО.
Очевидно, что принятый закон направлен на консолидацию рынка, в результате которой останется максимум 40–45 компаний, в то время как сейчас в России функционирует порядка 200 форекс-брокеров.
При этом в консолидации рынка будут принимать активное участие западные компании. Если раньше их выход на российский рынок сдерживался отсутствием правового поля в отрасли, то с принятием закона этот барьер будет разрушен.
Конкуренция изменится, потому что на рынок придут серьезные западные игроки из надежных юрисдикций. Вероятно, они будут завоевывать свои доли посредством поглощения средних и крупных брокеров, у которых здесь уже выстроена система. Есть два сценария развития событий: английский и американский. Американский сценарий подразумевает, что на рынке останутся только очень крупные брокеры и это в результате приведет к ухудшению условий торговли для клиентов, частных трейдеров. Английский же вариант предполагает отмирание старых мелких офшорных фирм и появление новых, но работающих уже в правовом поле, что поспособствует улучшению условий торговли и прозрачности работы в целом. Судя по всему, мы пойдем по английскому сценарию, потому что принятый в первом чтении законопроект нельзя назвать драконовским. В любом случае нас ждут турбулентные времена, но общий результат, надеюсь, приведет к тому, что рынок вырастет, а не сожмется.
Что касается частных трейдеров, то хочу обратить внимание: закон подразумевает для конечных потребителей услуг форекс-брокеров налоговое сальдирование прибылей и убытков. Это означает, что они будут уплачивать налог только в случае суммарного положительного результата на счете (получения прибыли). При этом как участники рынка, так и конечные потребители услуг получат право в суде защищать свои законные интересы.
Еще один весомый и очевидный плюс для клиентов форекс-брокеров и частных трейдеров заключается в том, что с момента вступления закона в действие клиент получит полную и достоверную информацию о компаниях, предоставляющих услуги в российской юрисдикции, и прозрачное ценообразование.
При этом не стоит исключать, что мелкие офшорные компании все-таки продолжат работать на российском рынке, просто без физического присутствия. И у них будут свои клиенты: есть некая прослойка трейдеров, которые недовольны принятым законом, потому что он обязывает их платить налоги.
БЕЛЯКОВ Александр, президент британской брокерской компании Lionstone Investment Services Ltd.
В 2006 году закончил учебу в Dartmouth College по специальностям «Психология» и «Экономика». Будучи студентом, начал увлекаться биржевым трейдингом, защитил два диплома по темам: «Психология фондовых рынков» и «Невербальное общение в ходе переговоров». Одновременно с учебой в колледже А. Беляков работал в Royal bank of Scotland, специализируясь на ипотечных кредитах. В 2006–2009 годах — сотрудник на главной фондовой бирже США New York Stock Exchange. В 2009 году возглавил брокерскую компанию Lionstone Investment Services Ltd. Сегодня она предоставляет брокерские услуги на валютном рынке в СНГ и ряде стран Европы.