Как регулировать, забыли

7Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Президент Владимир Путин упразднил Федеральную службу по финансовым рынкам и подписал закон о создании единого финансового регулятора на базе ЦБ, который возглавляет Эльвира Набиуллина. Новые функции по контролю и надзору ведомство начнет исполнять уже с 1 сентября. Профессиональное сообщество отнеслось к этой мере не вполне однозначно.

Директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев поясняет, что проработка нового формата отношений к системным рискам после кризиса 2008 года велась не только в России. Проблему борьбы с ними были призваны решить некоторые положения третьей части документа Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III), формирование в некоторых странах специальных органов по типу комитета по финансовой стабильности, а также создание мегарегуляторов.

«Вместе с тем в научных кругах нет однозначной позиции по поводу эффективности мегарегуляторов в отдельных экономиках, — поясняет Ведев. — К примеру, ряд стран — Новая Зеландия, Австралия, Швейцария, США — выступил категорически против создания мегарегуляторов. Безусловно, необходимо контролировать финансовые риски, так же как и проводить мониторинг крупных банков и инвестиционных компаний. Однако для этого пока не существует единого универсального механизма».

«Если говорить о России, то вполне обоснована необходимость введения контроля за системными рисками и перехода к мегарегулированию. Но стоит уточнить, что «мегарегулирование» не предполагает обязательного создания «мегарегулятора», — говорит эксперт.

«Судя по тому, как неожиданно возник кризис в 2008 году в США или в Еврозоне в 2010 году, в мировом опыте я не вижу успешных примеров работы мегарегулятора в плане предотвращения реализации системных рисков», — утверждает глава Центра структурных исследований.

По его словам, при обсуждении и принятии закона о мегарегуляторе в России речь заходила о чем угодно, но вопрос о конкретном механизме мониторинга системных рисков, как казалось, все время оставался на периферии внимания. «Было много споров вокруг чисто институциональных проблем: повысят ли чиновникам из ФСФР зарплату, зачтут ли им стаж работы на госслужбе, где они будут сидеть».

На взгляд собеседника «БОССа», более эффективным явилось бы создание не зависимого от Минфина и ЦБ комитета финансовой стабильности. «Подобные предложения мы выдвигали еще в 2010 году. Тогда мы предполагали, что этот орган должен быть подотчетен президенту России», — говорит Ведев.