Как «держать паузу»

20Рубрика | Сюжет месяца / Деловой климат

Текст | Иван ОСЯНИН

Минэкономразвития признало, что в росте экономики
наступила пауза.

В августе Росстат опубликовал предварительные данные по динамике ВВП России во втором квартале 2013 года. Рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил лишь 1,2%, что оказалось ниже прогноза Минэкономразвития на 0,7%. Ведомство уже несколько раз за год снижало прогнозы по росту ВВП, а замглавы МЭР Андрей Клепач еще в мае говорил о «паузе роста с тенденцией к стагнации», но выражал надежды на перелом тенденции во втором квартале. Ожидания не оправдались, а эффектная пауза по всем канонам театрального искусства привлекает повышенное внимание общества, нагнетает драматическую атмосферу и усиливает неопределенность.

В самом по себе неуклонном падении темпов экономического роста нет никаких сюрпризов — эта тенденция отчетливо видна начиная с начала прошлого года, когда рост в первые три месяца составил 4,8% и плавно скатывался до 1,6% в первом квартале 2013 года при отсутствии видимого спада цен на нефть и явных внешних шоков. Похоже, пока реализуются наиболее мрачные сценарии из предсказываемых экспертами. Плохи дела и с другими значимыми макроэкономическими показателями: «буксуют» производственные инвестиции (падение в июне — 3,7%), снижаются налоговые поступления в бюджет на 0,5% за полугодие, прибыли предприятий — на 17% за тот же период, повышен прогноз по оттоку капитала с 10 до 50 млрд долларов.

Каждый из этих показателей находится в тесной связи с другими. Низкая рентабельность бизнеса и плохие институты — все то, что называется негативным инвестиционным климатом, — не дают причин для вложений в российскую экономику, свободный капитал ищет выход за рубеж. Отсутствие инвестиций способствует моральному и физическому устареванию производственной инфраструктуры и дальнейшей потере конкурентоспособности основных отраслей экономики. Что, в свою очередь, приводит к снижению доходов хозяйствующих субъектов и налоговых поступлений в бюджет.

Попытки правительства выполнить социальные обязательства реализуются через обрезание затратных статей бюджетов и госинвестиций, сворачивание поддержки тех отраслей экономики, которым она необходима. Бюджетные доходы, получаемые от экспорта природных ресурсов, само же правительство, осознавая неблагоприятный инвестиционный климат, стремится вкладывать в более стабильные страны путем скупки высоконадежных иностранных ценных бумаг, что ведет к еще большей недофинансированности экономики государства. Весь этот комплекс проблем напоминает снежный ком, который, катясь с горы, постоянно увеличивается в размерах.    

Табл. 1. Во сколько раз конкуренты опережают Россию по производству некоторых товарных групп 

  США Германия Япония Финляндия Бразилия
Драгоценные и цветные металлы 1 0,9 1,1 1,2 0,2
Общее машиностроение 10,4 17,8 12,5 13,5 0,9
Специальное машиностроение 12,5 22,9 24,5 25 1,6
Автомобилестроение 12,8 24,7 18,5 1,2 1,9
Бытовые электроприборы 13,6 20,8 37,4 5,9 2,6
Оптические приборы и фотоаппараты 15,4 20,4 18 н. д. 0,7
 Краски, лаки, типографские краски и мастики 15,8 15,9 18,1 11,4 н. д.
 Бумага и изделия из нее 18,5 10,2 13,2 52,5 2,7
 Изделия из пластмасс 23,5 22,5 28,9 16,5 2,5
 Мебель 26,1 16,4 8,3 16,5 1,7
 Медицинская, измерительная и тестирующая аппаратура 29,2 17,9 11,3 14,3 0,5
 Мыло, чистящие и косметические средства 31,4

10,1

22,3 3,1 н. д.
 Фармацевтические препараты и субстанции 66 31,5 48,7 17,6 н. д.
 Офисные, бухгалтерские и вычислительные машины 75,6 33,7 70,4 1,6 3,6

 

Требуется смена модели

До недавнего времени в России вполне успешно функционировала модель сырьевого роста непроизводственных секторов экономики: за счет экспорта энергоресурсов страна получала валютную выручку, часть которой стерилизовалась в резервных фондах, а часть поступала в экономику.

Вот только служили эти деньги драйвером для развития таких отраслей, как финансовые, риелторские и посреднические услуги, связь, торговля и строительство. Именно рост непромышленных секторов дал экономический скачок в «тучные нулевые» и вывел экономику России по уровню ВВП на душу населения на 38-е место в мире к 2012 году и на 6-е место по совокупному уровню ВВП. Росла численность занятых в непроизводственных секторах, увеличивались зарплаты, населению стали доступны импортные качественные товары — все это обеспечивало социальную стабильность и создавало некоторое благополучие, но вместе с тем породило значительное отставание производственного сектора от развитых стран.

 

Дутый рост

Таким образом, наш выросший ВВП оказался дутым в переносном и прямом смыслах. В его структуре все оказалось поставлено на постоянный рост нефтяных цен. В случае прекращения роста экспортных доходов от энергоносителей получать импортные доходы от непромышленных секторов представляется крайне затруднительным — ведь сотни открывшихся в России магазинов, кафе, банков, строительных компаний не могут оказывать услуги на международном рынке за валюту. Они для этого и не предназначены.

Данным отраслям при нехватке внутреннего производства и значительных внешних доходов очень быстро придет конец из-за недостаточного внутреннего спроса.

Экономика оказалась замкнутой внутри рынка страны, и единственным золотым ручейком, поступающим извне, так и остались нефтедоллары. А они нужны как раз для закупки всех групп товаров на внешнем рынке, от производства которых РФ отказалась.

Как видим, отсутствие значимого роста цен на нефть в 2013 году уже сейчас поставило экономику на грань рецессии. Но, судя по тому, что высокий рост цен на нефть — в 40% — в 2011 году дал лишь 4,24% роста ВВП, видимо, возможности развития экономики в рамках уже сложившейся в 2000-е годы модели себя исчерпали.

И в этой ситуации очевидно, что значимое снижение экспортных доходов обрушит экономику России в системный и очень глубокий кризис. Текущий уровень цен на нефть в $100–110 за баррель поддерживает экономику на грани рецессии, в то время как в условиях нестабильной ситуации в экономиках ЕС и США снижение цен до уровня $70–90 за баррель представляется вполне вероятным прогнозом.

Пока меры руководства страны для запуска роста экономики по эффективности не сильно превышают попытки тянуть себя за волосы, чтобы они росли быстрее. Действия очень похожи на полумеры, которые эффективными быть не могут по определению.

Много говорится о необходимости модернизационного развития и технологического перевооружения, но правительство с маниакальной настойчивостью ликвидирует качественное советское школьное и вузовское образование, сокращает инвестиции в фундаментальную науку, идет по пути «оболонивания» образовательной системы. Звучит много слов о необходимости судебной реформы с целью укрепления правового поля страны и улучшения инвестиционного климата, об амнистии предпринимателей — и вся страна в прямом эфире в Интернете наблюдает судебное разбирательство по «делу Навального», фактически криминализирующее любую предпринимательскую активность, а амнистия оборачивается всего несколькими десятками освобожденных.

Кабинет министров твердит об отсутствии доступа промышленности к «длинным» деньгам, но предпочитает верстать профицитный бюджет на основе внешних заимствований, да еще и теряет финансовые ресурсы на арбитраже вследствие низкой доходности инвестированных на Запад средств резервных фондов.

Насколько долго правительство будет действовать в той же логике, сказать трудно. Несмотря на проблемы с ростом, которые трудно замалчивать, и признание чиновниками сложной ситуации в экономике, скорее всего, события будут еще некоторое время развиваться по инерционному сценарию.

 

Мнимое ускорение

По итогам третьего квартала экономика предсказуемо ускорится — скажутся отсутствие неурожая в этом году, а также эффект низкой базы первого полугодия 2013 года. Тогда наверняка мы услышим победные заявления о том, что правительственные меры по поддержке роста начинают действовать.

А хотелось бы системной работы по улучшению инвестиционного климата, ограничению аппетитов монополий, повышению инвестиций в науку, пересмотру возможности доступа к накопленным финансовым ресурсам на деле, а не только в виде громких заявлений и красивых деклараций.

Впрочем, рано или поздно правительству все равно придется распутывать клубок накопленных проблем, потому как обеспечение социальной стабильности при отрицательных темпах роста экономики — задача практически невыполнимая.