Предприниматели не вернутся
Рубрика | Налоги / Регулирование
Текст | Николай АНИЩЕНКО
Совет Федерации одобрил снижение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
С 1 января будущего года ИП с годовым оборотом менее 300 тысяч рублей будут уплачивать их по фиксированной ставке в 1 МРОТ, остальные — 1 МРОТ плюс 1% от оборота. При этом размер взноса не может превышать произведения восьмикратного МРОТ на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенного в 12 раз (сейчас это 129,9 тыс. рублей).
Первый зампред Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов рассказывает, почему принятый документ не соответствует ожиданиям бизнес-сообщества. «Изначально мы добивались возвращения status quo, а это решение его не возвращает.
Для значительной части предпринимателей все равно остаются повышенные тарифы, — отмечает справоросс Емельянов. — Единственные, кто не то чтобы что-то выигрывает, но возвращает свои прежние права, — это маленькие предприниматели с оборотом до 300 тысяч рублей. По нашим данным, их в общей массе ИП не более 15%; это даже не малый, а маленький бизнес. Остальные оказываются в заведомо проигрышном положении».
Емельянов говорит, что бизнес ратовал за простое решение, а на выходе опять получились сложные «выдуманные формулы, которые, по сути, проблему не решают». Он уверен, что предприниматели в конечном счете все-таки разберутся, сколько им необходимо теперь платить, но то, как эта сумма будет считаться, все же оставляет поле для злоупотреблений и для разных толкований суммы выплат.
На просьбу сравнить степень обремененности ИП страховыми взносами до их повышения, после и с 2014 года парламентарий отвечает метафорично.
«Вот у вас забрали рубль, вернули десять копеек — это лучше или хуже? Что что-то вернули в принципе — это лучше, но в десять раз хуже, чем если бы оставили рубль. Примерно так ситуация и обстоит».
По мнению Емельянова, правительство, принимая подобные решения, совершенно не думает о последствиях для экономики. Вместо того чтобы закрывать дыру в Пенсионном фонде, ущемляя интересы индивидуальных предпринимателей и заставляя их отказываться от дела, надо совершенствовать пенсионную систему, отказываться от существующих механизмов начисления пенсий и возвращаться к старой системе, считает он.
«Но самое главное, я не думаю, что это хороший сигнал для индивидуальных предпринимателей. Те, по-моему, уже 400 тысяч, которые закрыли свое дело, вряд ли после такого решения вернутся. Это не тот сигнал, который ждал бизнес от правительства», — говорит депутат.
«А время на решение все сокращается, — продолжает он. — Потому что те люди, которые бросили свое дело, находят другие формы занятости. И чем больше проходит времени со дня принятия ошибочного решения, тем меньше шансов, что они вернутся в бизнес».