Много роста из ничего


8Рубрика | Регионы

Текст | Николай АНИЩЕНКО

По данным МЭР, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа по итогам первых четырех месяцев 2013 года добились рекордного роста промпроизводства — 7 и 5,4% соответственно.

На фоне увеличивающегося числа регионов со стагнирующей промышленностью ряд экспертов поспешили заявить, что лишь олимпийские стройки юга «вытягивают» на себе экономику всей страны.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в интервью журналу «БОСС» объясняет, почему это не так. «В Северо-Кавказском федеральном округе промышленности нет. Когда вы складываете одно яблоко и еще одно — у вас 100% роста. Называется «эффект базы». Так что можете расслабиться и не обращать внимания на Северо-Кавказский округ», — отрезает эксперт.

«По ЮФО само слово «округ» ничего не объясняет: надо посмотреть, за счет каких регионов [достигнут рост]. Краснодарский край — да, это может быть промышленность стройматериалов и пищевка. В Ростове-на-Дону — тоже в основном пищевая промышленность и остатки машиностроения. Волгоград же, например, совсем нехорошо себя чувствует — он из кризиса не вышел еще по объемам», — говорит она.

Эксперт сразу предупреждает: по годичным колебаниям нельзя делать столь глубокомысленных выводов о состоянии региональной экономики, надо учитывать более протяженный во времени контекст. К примеру, гигантский — более чем 40-процентный — рост промпроизводства за январь — апрель в Астраханской области и Калмыкии она объясняет достаточно просто.

«Астраханская область — это газ. Значит, выросла добыча и переработка газа на Астраханском газоконденсатном комбинате, потому что «Газпром» увеличивал объем в эти месяцы: спрос был больше, например. Калмыкия — это пять копеек промышленного производства. Кроме небольшого объема добычи нефти, там ничего нет».

Следуя этой логике, спад промпроизводства в Ленинградской области сразу на 5,6% не представляет собой трагедию, считает собеседник журнала «БОСС».

«Минус 5,6% — это немного за четыре месяца, и это мало о чем говорит. Притом Ленинградская область росла в последние пять лет очень интенсивно. Закончилась череда вводов новых предприятий — вот вам и пауза», — говорит Зубаревич.

Если же взглянуть на другой показатель — статистику роста валового регионального продукта в годовом исчислении, — то там совершенно иная картина. В последние годы абсолютный чемпион роста — все российское Черноземье. Воронежская, Белгородская, Тамбовская, а также Орловская области — везде наблюдается рост ВРП более чем на 10% (здесь следует оговориться, что самые свежие данные Росстата по ВРП на момент написания статьи приходились на 2011 год).

Но специалист по регионам легко объясняет и эту картину особенностями субъектов Федерации.

«Белгород растет устойчиво год за годом. Это и развитая пищевая промышленность, и гораздо лучшее [по сравнению с другими регионами] сельское хозяйство, промышленность стройматериалов, ну и производство концентрата и электрометаллургия. Белгород вообще растет, он и из кризиса вышел с минимальными потерями, и очень хорошо вверх набрал, с ним все в порядке», — говорит Зубаревич.

«Воронеж — это оборонка. Это прежде всего госконтракты, связанные с Воронежским авиационным заводом, а также пищевая промышленность, — указывает эксперт. — В Тамбове был адский спад все 20 лет, там полуразрушенная промышленность — так что от очень низкого уровня рост вполне возможен. В Орле была чудовищная депрессия: промышленный спад, непреодоленный кризис. Здесь эффект базы в чистом виде», — утверждает представитель НИСП.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте