Зарплата вместо ВВП
Рубрика | Взгляд на экономику
Текст | Игорь НИКОЛАЕВ
Зарплатоемкость российского ВВП в 2012 году выросла на 1% до 36,6%, свидетельствуют данные исследования консалтинговой компании ФБК. Это рекордные темпы роста среди стран с сопоставимой экономикой. Хотя до уровня 2009 года, когда он вплотную приблизился к 40%, еще далеко.
Экономически высокоразвитые страны, в которых высокая производительность труда, по праву могут позволить себе более высокий показатель зарплатоемкости — 40–45% и даже до 50%. Но повышенная зарплатоемкость у страны с не самым высоким уровнем экономического развития говорит о том, что она «задрала» этот показатель на неадекватный для себя уровень.
У нас до 2009 года этот показатель доходил до 40% и сейчас растет серьезными темпами. Прошлые достижения можно объяснить хорошей внешнеэкономической конъюнктурой на основные сырьевые товары. Полученные от этого доходы в значительной степени перераспределялись на заработную плату. Но если эта конъюнктура ухудшается, а обязательства по зарплатам сохраняются на прежнем уровне, то стоит вопрос: за счет чего вы собираетесь платить?
Естественно, это не может продолжаться долго.
В определенный момент работодателям просто будет трудно выполнять свои обязательства по выплате заработной платы. Когда однажды выяснится, что больше нет никаких возможностей перераспределять столько на зарплату, то ее придется резать. Ну а если вам будет трудно или невозможно выполнять свои обязательства — это касается всех работодателей, как государственных, так и частных, — то это риски социальной стабильности.
Но не только они. Ведь что это означает? Если вы перераспределяете относительно больше на заработную плату, вы же относительно меньше средств расходуете на развитие производства. То есть это фактически проедание того, что вы заработали. Об этом тоже надо думать.
Выход из ситуации — безусловно, повышение эффективности российской экономики, и в первую очередь за счет повышения производительности труда.
В этом году почти половина европейских стран не предоставила все необходимые для расчета зарплатоемкости показатели. Более того, когда Евростат и сами национальные статистические службы не выкладывают данные, то мы практикуем их получение по запросу. Но сейчас даже на запрос мы соответствующих ответов не получили. Пока удовлетворительного объяснения этому, в котором я сам был бы уверен, мы не имеем.
Того, что в случае ухудшения ситуации некоторые данные перестанут выкладывать в публичный доступ в России, я не опасаюсь. В России данные-то будут, но достоверность их может снизиться. Но это — общая проблема нашей статистики.
НИКОЛАЕВ Игорь Алексеевич, партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК, директор департамента стратегического анализа этой компании, доктор экономических наук, профессор.
В 1984 году окончил экономический факультет МГУ, где после защиты кандидатской диссертации работал научным сотрудником на кафедре экономики промышленности.
С 1990 года — начальник отдела Госкомитета РФ по науке и высшей школе.
С 1992 года — начальник отдела, позднее заместитель начальника управления Миннауки РФ.
С 1997 года — советник аппарата Правительства РФ, с 1998 года — заместитель руководителя департамента экономики МПС России.
С 2000 года работает в компании ФБК.
Профессор Высшей школы экономики.