Танковое усиление

9Рубрика | Отрасли

Текст | Николай АНИЩЕНКО

В руководстве Объединенной судостроительной корпорации снова перестановки. Андрей Дьячков, которого считали «человеком Рогозина», но который сумел проработать в качестве президента ОСК всего десять месяцев, уступил этот пост бывшему первому замдиректора Уралвагонзавода Владимиру Шмакову.

Причины этого кадрового решения для журнала «БОСС» анализирует главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко. «Главная причина ухода Дьячкова — это срыв заданий гособоронзаказа и экспортных контрактов на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации, — уверен Коротченко. — Были проблемы, связанные с переносом на этот год с прошлого сроков сдачи индийского авианосца «Викрамадитья», сдвинулись сроки сдачи новейших стратегических и многоцелевых подводных лодок».

Появившиеся в прессе слухи о том, что люди Дьячкова якобы вступали в конфликт с Рогозиным, Коротченко считает безосновательными. «Данные о том, что люди Дьячкова и сам он конфликтовали с Рогозиным, абсолютно не соответствуют действительности. Никаких открытых конфликтов между Военно-промышленной комиссией и предприятиями оборонной промышленности не существует. Наоборот, приход Рогозина приветствовался практически всеми, потому что он еще со времен, когда Сердюков был министром обороны, выступал в качестве главного лоббиста и защитника интересов практически всех сегментов российской оборонки».

Коротченко согласен: Уралвагонзавод — это «базовый резерв Путина, потому что и рабочие, и менеджмент — это все сторонники действующего президента». Но никакой политической подоплеки в назначении президентом ОСК выходца именно оттуда он не видит. «Главные бенефициары тех средств, которые идут в оборонку, — это крупные оборонные холдинги. Разумеется, они поддерживают политику правительства и президента».

По его словам, главное — это не откуда пришел Шмаков, а его бэкграунд. «Пришел опытный управленец, машиностроитель, человек, которому не чужды проблемы оборонного комплекса. Главный мотив назначения — это профессиональные менеджерские качества Шмакова и его опыт в оборонной сфере. Люди, близко знающие его, отзываются о нем очень позитивно», — говорит главред «Национальной обороны».

Эксперт считает, что назначение Шма­ко­ва — это аванс; он должен будет в течение ближайшего года-двух показать, что ситуация меняется к лучшему. «В первую очередь надо подтянуть предприятие, наладить технологическую дисциплину и самое главное — выйти в контрольные сроки [строительства судов]. Потому что и флот, и зарубежные заказчики должны получать технику вовремя, в соответствии с контрактными сроками, а не со сдвигом вправо, который сегодня, к сожалению, происходит».

Здесь самое важное — синхронизация работы со смежниками, утверждает Коротченко. «Например, в кооперации по подводной лодке «Борей» участвуют 650 предприятий. Безусловно, это значительное количество, здесь необходимо выстраивать эффективную структуру взаимодействия со смежниками на всех уровнях».

Что касается производственных задач нового менеджера, то стратегическим пунктом назначения эксперт видит возвращение России в мировое гражданское судостроение. «ОСК сегодня отстроена как корпорация, там произошло сегментирование по основным кластерам. В судостроении стоит задача диверсификации производства — и в частности, выпуск гражданских судов, в том числе на строящихся верфях, для того чтобы конкурировать и в сегменте гражданского судостроения. Пока мы в основном присутствуем в военном сегменте, а в гражданском наша доля мизерна, что совершенно неправильно», — считает Коротченко.