Миграционный отбор


15Рубрика | Взгляд на общество

Текст | Алексей ГРИШИН

Миграционная политика — сфера, чувствительная как для общества, так и для многих бизнесменов. Может, именно поэтому здесь сложно представить серьезные изменения, хотя они давно уже назрели.

Как ни странно, квалифицированную рабочую силу может поставлять тот же Узбекистан, в меньшей степени — Таджикистан. В советские времена в этих республиках было очень развитое промышленное производство. Там осталось много высококвалифицированных специалистов, а экономическое положение стран уже не позволяет им заниматься подобными вещами. Даже среди мигрантов, которые сейчас к нам приезжают, есть очень квалифицированные рабочие, юристы, экономисты, которые занимают места шоферов и дворников.

Миграционная политика должна базироваться на комплексном подходе. Во-первых, серьезная борьба с нелегальными мигрантами, жесточайшая — вплоть до тюремного заключения — борьба с предпринимателями, использующими нелегальную рабочую силу. И параллельно надо вводить пункты отбора мигрантов на территории, с которой они прибывают.

Цифра в 4 млн нелегальных мигрантов, которая была объявлена Миграционной службой, явно занижена. Мы оцениваем нелегальную миграцию по всей России от 6 до 10 млн человек.

У нас правило, как в Евросоюзе: иностранный гражданин может пребывать в России с туристическими или деловыми целями без визы 90 дней из 180. Но многие мигранты въезжают легально на 90 дней, получают весь пакет документов, а по истечении 90 дней на один день выезжают обратно и въезжают снова на 90. В ЕС такое невозможно представить, потому что есть жесткий контроль.

Не работает эффективно система, когда мы на три–пять лет запрещаем въезд на территорию РФ. Ввиду того, что некоторые имена мигрантов можно написать на русском языке по-разному — Ахмет/ Ахмат, Магомет/Мохаммад/Мухаммед и так далее, это наши компьютеры не отлавливают: люди выезжают, чуть-чуть изменяют свое имя в паспорте за небольшие взятки у себя на родине и снова въезжают к нам. Нужно создавать единые базы на всю страну с нашим написанием, и нужны заграничные паспорта для стран Средней Азии.

Мы должны заниматься отбором мигрантов. Мы должны отбирать людей со справками: что человек не болен ни СПИДом, ни заразной формой туберкулеза и так далее. Мы должны иметь справки от этих государств, что человек не был судим по умышленным преступлениям.

В Германии, Швейцарии существует следующая практика приема мигрантов, которые на самом деле нужны экономике. Первое: человек въезжает на учебу, а потом подает заявление на продление на работу, чтобы после учебы остаться работать. Вторая практика — заблаговременная подача документов на работу. То есть прямо в посольство или консульство. И безусловно, в посольствах есть пункты отбора мигрантов на территории стран, откуда они поступают.

Это не те офисы, куда приходишь и в очереди стоишь. Это офисы-представительства научных учреждений, например в тех же США и Великобритании, которые отбирают квалифицированных специалистов.

Финансировать их деятельность должны заинтересованные стороны, предприниматели. Если мне как предпринимателю нужно определенное количество мигрантов, я должен либо сам сделать там пункт, либо воспользоваться чужим представительством для отбора этих мигрантов, которые потом официально, по квоте, въедут. Я должен предоставить им соответствующую зарплату и — крайне важно — социальный пакет.

Все это можно устроить. Самое главное здесь — комплексный подход. Нельзя заняться отбором мигрантов в их странах — и параллельно не бороться с нелегальной миграцией. Потому что тогда пункты начнут пустовать: все будут заезжать нелегально. Если можно за взятку все решить в России, то зачем идти длинным путем? 

 

Гришин Алексей, член Об­щественной палаты, президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество».

Родился 20 мая 1963 года в Мурманской области. Окон­чил Военный Крас­но­знаменный институт Ми­ни­стер­ства обороны СССР по специальности «Исламоведение, международная журналистика», а также Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Рос­сий­ской Федерации. Кандидат социологических наук. Владеет пятью иностранными языками.

С 1980 по 2002 год работал на различных должностях в ми­нистерствах и ведомствах СССР и России, в том числе в Ми­нистерстве обороны СССР и Рос­сийской Федерации, Ми­нистерстве иностранных дел Рос­сий­ской Федерации, а также в сред­ствах массовой информации.

С 2002 по 2011 год — советник и главный советник Ад­ми­ни­стра­ции президента Рос­сийской Федерации по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России.

С апреля 2011 года — президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество».

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте