С плюса на минус
Рубрика | Взгляд на экономику
Текст | Игорь НИКОЛАЕВ (Записал Николай Анищенко)
Минэкономразвития предупредило: если правительство не будет предпринимать мер стимулирования экономики, рецессия в России может стать реальностью уже нынешней осенью. В то же время ведомство снизило общий прогноз по росту ВВП на 2013 год до 2,4%. Но признаки спада видны уже сейчас.
Мы уже в кризисе. Промпроизводство то в минус уходит, как в феврале, то в марте еще какой-то плюс показывает. Железнодорожные грузоперевозки уже в минусе несколько месяцев. Инвестиции в основной капитал тоже колеблются, то в плюсе, то в минусе. То есть такое ныряние ниже нуля сейчас идет по целому ряду направлений. Уже летом этих минусов станет больше. Ну а к осени мы ожидаем, что это будет фронтальная рецессия.
Мы привыкли, что у нас если кризис — это когда все падает резко, по аналогии с 1998 годом или с 2008–2009-м. Сейчас волна кризиса накатывает постепенно: даже порой не очень-то заметно, в кризисе мы или нет.
Осенняя рецессия будет неглубокой. Но на самом деле здесь радоваться нечему. Анализ показывает: именно те кризисы, которые развиваются медленно, бывают более болезненными, потому что все это продолжается долго, непонятно, в какой в конечном итоге минус уйдем и когда из него выйдем.
Наш прогноз по ВВП на этот год — это ноль, до минус 2% в худшем случае. По промпроизводству — минус два — минус четыре процента. Насколько экономика может просесть в следующем году, через два года — такие прогнозы я бы предпочел делать чуть погодя.
Пытаться оценить, каких факторов — внешних или внутренних — в этой рецессии больше, достаточно сложно. Внешние факторы: рецессия в Европе означает для нас падение спроса на основные сырьевые товары. Это для России дополнительный фактор риска. Но когда одновременно в такой период неопределенности мировой экономики мы умудряемся еще и сами прикладывать усилия, для того чтобы не остановить развитие кризисных явлений, а наоборот, усилить их, то надо признать, что есть и внутренние факторы. На первом месте среди них я бы отметил повышение налоговой нагрузки.
Можно ли как-то ослабить давление внутренних факторов? В том и проблемность ситуации, что нет. В годы парламентских и президентских выборов на волне популизма напринимали очень много бюджетных обязательств, которые надо выполнять. Отсюда у нас и рост налогов. Его нельзя остановить. Так что мы являемся заложниками ранее принятых неверных решений.
Не можем это — надо повышать внутренний инвестиционный спрос. Отговорки вроде «неэффективно, потому что деньги разворовываются» — это знаете… Сделайте так, чтобы не разворовывали. Контролируйте всеми правдами и неправдами. Направляйте в те проекты, которые дают максимально мультипликативный эффект, то есть деньги распределяются по всем секторам экономики. Перераспределяйте деньги. По мультипликативности транспортные инфраструктурные проекты имеют гораздо больший инфраструктурный эффект, чем расходы по созданию какой-нибудь гиперзвуковой ракеты, о чем в последнее время заговорили.
Рецессия означает ослабление рубля. Неблагодарное дело прогнозировать. Могу сказать: по этому году никакого большого падения не будет. Есть еще достаточно большие резервы, кризис развивается не лавинообразно. Хотя бы этим успокоимся. Мы прогнозируем максимум до 35 рублей за доллар к концу года.
НИКОЛАЕВ Игорь Алексеевич, партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК, директор департамента стратегического анализа этой компании, доктор экономических наук, профессор.
В 1984 году окончил экономический факультет МГУ, где после защиты кандидатской диссертации работал научным сотрудником на кафедре экономики промышленности.
С 1990 года — начальник отдела Госкомитета РФ по науке и высшей школе.
С 1992 года — начальник отдела, позднее заместитель начальника управления Миннауки РФ.
С 1997 года — советник аппарата Правительства РФ, с 1998 года — заместитель руководителя департамента экономики МПС России.
С 2000 года работает в компании ФБК.
Профессор Высшей школы экономики.