ГЧП в поле не воин

10Рубрика | Законопроекты

Текст | Николай АНИЩЕНКО

В конце апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который призван открыть дорогу к широкому использованию этого инструмента в России.

Председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский рассказал журналу «БОСС», чего пока не хватает документу, чтобы пройти последующие чтения. По словам депутата, в тексте законопроекта нет «ни механизмов контроля за расходованием бюджетных средств, ни гарантий прозрачности и подотчетности конкурсов, ни прозрачных и понятных принципов отбора частных партнеров для проектов ГЧП». Также ничего не сказано о возможности общественного контроля за подобными сделками.

«Поэтому [в случае принятия законопроекта в нынешней редакции] частные компании будут делать все, для того чтобы заключать соглашения о ГЧП и переходить под действие соответствующего законодательства, а не участвовать в размещении госзаказов, где механизмы контроля гораздо жестче», — считает Игорь Руденский.

Кроме того, глава Комитета по экономической политике видит в нынешнем тексте закона предпосылки для коррупции. «Если ко второму чтению в документе не будут учтены замечания Комитета ГД по экономической политике, то законопроект сделает возможным организацию масштабной «скрытой приватизации» крупной госсобственности, а также нецелевое использование объектов соглашения о ГЧП и нецелевое расходование бюджетных средств, направляемых государством на реализацию проектов ГЧП», — говорит он.

«В законопроекте на данный момент отсутствуют обязательства Российской Федерации по проведению конкурсов на заключение соглашения о ГЧП на принципах открытости, прозрачности, равенства, добросовестности сторон. То есть можно будет заключать соглашения о ГЧП общефедерального масштаба без проведения конкурсов либо делать конкурсы закрытыми, пуская туда только «своих», — считает депутат.

Отмечая необходимость доработки этих положений, Руденский подчеркивает: сам факт принятия закона о ГЧП создаст нормативную базу для реализации крупных проектов в традиционных «зонах ответственности» государства. По его словам, в первую очередь это транспорт, инфраструктура, социальная сфера, образование, здравоохранение.

«Можно ожидать, что принятие федерального закона позволит создать единое правовое поле в сфере ГЧП, так как нормы регионального законодательства о ГЧП должны быть синхронизированы с нормами федерального законода­тельства.

Будут сформированы четкие и предсказуемые правила игры, что даст бизнесу возможность более активно включаться в реализацию масштабных проектов с государственным участием», — резюмирует парламентарий, не делая прогноза относительно того, когда документ сможет пройти второе чтение.