Елена КЛИМЕНКО: торговый бизнес находится в несбалансированном состоянии

76Рубрика | Торговля

Текст | Николай ИВАНОВ

Фото | ООО «Клен»

ООО «Клен» (г. Тюмень) — компания, специализирующаяся на оптовой, а в последнее время и розничной торговле плодоовощной продукцией в Тюмени и регионе. Генеральный директор компании Елена Клименко убеждена, что в регулировании торгового бизнеса есть целый ряд нерешенных проблем.

— Елена Робертовна, в чем особенности бизнеса в области оптовой торговли плодоовощной продукцией?

— У этого бизнеса сложная логистика: для того чтобы обеспечить сохранность плодоовощной продукции, необходимо очень четко отслеживать температурный режим транспортировки груза, а поскольку расстояния очень существенные, то приходится пользоваться машинами с рефрижераторами, что увеличивает стоимость перевозки. Поставляя товар в розничные сети и на рынки, мы тоже вынуждены пользоваться специальным транспортом, так как температурные условия сложные (зимой холодно до 35 градусов, летом жарко).

Отдельная проблема — диктат со стороны крупнейших поставщиков продукции как в отношении видов продукции, так и по порядку расчетов. С одной стороны, иностранные поставщики не хотят отвечать за качество поставляемой ими продукции, и все риски ложатся на нашу компанию, с другой стороны, они просят предоплату, что тоже не позволяет в случае возникновения проблем взыскать с поставщика деньги.

При этом клиенты, особенно федеральные торговые сети, не хотят понимать, что товар к ним поставляется зачастую за тысячи километров, а не с соседней грядки, и его качество не может быть ровно таким, как у фермеров Испании или в теплицах Голландии… Хотя мы работаем по тем товарным позициям, по которым это возможно, и с российскими поставщиками, в том числе с фермерскими хозяйствами.

— А кто ваши поставщики и покупатели, как с ними выстроены отношения?

— Наши поставщики — крупнейшие зарубежные компании, многие из которых имеют свои сады и теплицы, участвующие в торгах на всемирной фруктовой бирже. А также маленькие фермерские хозяйства, закрывающие монопозиции.

Со многими из них, в частности с компаниями из Италии, Голландии и Испании, нас связывают длительные не только рабочие, но и дружеские взаимоотношения. Наше сотрудничество строится на взаимовыгодной основе и не раз проверено на прочность. С некоторыми, например с фирмами из Египта, мы начали работать недавно, но уже имеем хорошие результаты сотрудничества, которое, надеемся, будет продолжаться и укрепляться.

По плодоовощной продукции, выращиваемой в России, предпочитаем иметь дело прежде всего с фермерами, небольшими агропредприятиями. У них качественный товар, они заботятся о своей репутации. Поскольку мы находимся в Тюмени, то предпочитаем поддерживать местных фермеров и производителей, они имеют высокое качество и привлекательную цену на свой продукт.

Кроме того, у нас в Тюмени очень популярна программа «Покупай тюменское». Мы поддерживаем и активно участвуем в данном проекте.

Покупатели нашей продукции — как крупные торговые сети, так и небольшие магазины шаговой доступности. Экспансия крупных торговых сетей тяжело сказывается на всем торговом рынке.

Если говорить о нашем, оптовом, звене, то мы постоянно сталкиваемся с низкой платежной дисциплиной — фактически финансовым диктатом со стороны крупных сетей. Торговый рынок сегодня находится в несбалансированном состоянии — одни диктуют условия другим.

Очень печально видеть, как один за одним закрываются мелкие магазинчики, а это и наши клиенты, и налогоплательщики в местный бюджет. Кроме того, в сетях покупатель лишен возможности общения с продавцом, а для фруктов это недопустимо, ведь важно не только увидеть товар, а попробовать, спросить у продавца совета, какой товар вкуснее.

Наш потребитель зачастую не может купить спелые фрукты и овощи, так как сети боятся, что товар испортится. Они берут его незрелым, а такой товар не имеет вкуса. Мы же как поставщики не можем преодолеть этот барьер и ввести культуру потребления фруктов и овощей в массы.

— Сегодня вы, насколько мы знаем, занялись розничным сегментом. Что вас привлекает в этом направлении бизнеса?

— Прежде всего возможность непосредственно выйти на потребительский рынок — без посредников в виде торговых сетей. Уже есть результаты в развитии этого направления.

В 2012 году был запущен пилотный проект — розничная точка на новом, современном городском Экорынке, построенном в современном стиле для реализации экологически чистых продуктов. Эта розничная точка очень востребована, показывает очень хорошие результаты по выручке.

С начала 2013 года уже открыты четыре отдела в торговых центрах города, и люди с удовольствием идут туда за продуктами. В мае 2013 года откроется первый собственный брендовый магазин под маркой «Фруктовая лавка». Покупатели будут приятно удивлены качеством, ассортиментом и ценой на фрукты и овощи.

Этот магазин будет иметь почти домашний уютный интерьер и при этом самое современное холодильное оборудование для сохранения свежести фруктов и зелени.

— Какие финансовые механизмы используете для решения платежных проблем с поставщиками и покупателями?

— У нас довольно широкий перечень финансовых механизмов, включающих отсрочки платежа, различные виды коммерческого кредита, факторинговые операции, — сотрудничаем в этом отношении с одним из банков.

Основным нашим партнером по кредитованию является Сбербанк России, который мы считаем самым достойным на рынке финансовых услуг, а по факторингу долгое время нашим партнером был Промсвязьбанк, но после увеличения ставок рентабельность данного проекта упала.

— Ваше мнение по поводу ситуации на российском торговом рынке?

— На мой взгляд, ситуация не отрегулирована. Нужно более четкое торговое законодательство, более четкое антимонопольное регулирование — на основе жестких критериев. Больше торговых организаций, как крупных, так и мелких, — чтобы это было в интересах потребителей.

Сегодня регулированием в сфере торговли занимается несколько ведомств. Думаю, оно должно быть на федеральном уровне централизовано.

К сожалению, торговлю не воспринимают как серьезную и доходную отрасль экономики, хотя в ней трудится огромное количество народа. Зачастую предприниматели либо предоставлены сами себе и не знают законов и нормативов, а значит, не защищены ни в правовом, ни в экономическом смысле, либо пытаются уходить в тень, чтобы сохранить хоть какой-то заработок.

— Как вы оцениваете условия для ведения малого и среднего бизнеса в стране?

— Как очень сложные. Прежде всего у нас проблемное налоговое регулирование — постоянно меняющиеся правила, постоянные проверки, отсутствие заинтересованности у налоговых органов в том, чтобы развивалась экономическая деятельность. А еще — коррупция, невнимание правоохранительных органов к проблемам малого и среднего бизнеса.

Условия не способствуют развитию бизнеса — для такого развития нужна простая и прозрачная налоговая система, «презумпция невиновности» налогоплательщика, запрет для всех государственных органов блокировать деятельность предприятия, вообще наличие общих целей экономического развития между бизнесом и властью.

Кроме того, процентные ставки по кредитам в нашей стране высоки (по сравнению с Европой — нереальные 12–13% против 4–5%), а залоговая стоимость имущества занижена до максимума. Вот и получается, что без кредитов невозможно развитие, но условия весьма кабальные.

Существенные различия и в отношении к компаниям: чем ты стабильнее и крупнее, тем выше ценз, поэтому различные мелкие предприниматели, которые не обеспечены полноценными документами по качеству товара (да оно зачастую и страдает), не имеющие сотрудников в штате, укрываясь от налогов, предлагают цену ниже, а торги обезличены и в сетях не видят, что за товар им предлагают. В результате на прилавках появляется товар не первой свежести, не того калибра и не прошедший карантинный досмотр.

Мне представляется, к поставкам в розницу должны допускаться только компании, имеющие достойные склады и необходимую документацию, а также опыт работы на этом рынке.

— Расскажите о ваших подходах к управлению.

— Прежде всего опираюсь на команду, на принципы профессионального менеджмента, маркетинга, корпоративных финансов. Самое главное в нашем деле, как и в любом другом, — люди.

Большинство моих коллег работает в компании более шести-семи лет, а это тоже богатство, которое я очень ценю. Помимо того, что все они практики и профессионалы своего дела, они постоянно обучаются (проходят тренинги, образовательные программы, обмениваются опытом). В компании очень развито наставничество, которое помогает новым сотрудникам влиться в коллектив.

Для поднятия духа и сплоченности проходят корпоративы. Моя команда — это моя вторая семья, в которой мне комфорт­но и приятно трудиться.

Я хорошо знаю, что главное — это создание командного духа, корпоративной культуры. И сумела творчески «заразить» весь коллектив нацеленностью на результат. Корпоративные праздники стали традиционными. Встреча Нового года — это собственный концерт, которого все ждут, и к нему каждый отдел готовится специально. А встреча профессионального праздника — Дня торговли — это всегда выезд на природу, разные конкурсы, как профессиональные, так и шуточные, сплачивающие всех в единый коллектив. Поэтому коллектив у нас дружный.

В фирме есть сотрудники, имеющие иностранное гражданство. И все они социально защищены, на предприятии нет людей, работающих без соблюдения законов и нормативов.

— Как решаете кадровую проблему?

— Как и весь российский бизнес — учить приходится на рабочем месте. Наставничество, тренинги и обмен опытом…

— Как вы пришли в торговый бизнес?

— Мой отец, занимавший высокий пост на оборонном предприятии в родном Омске, и мама, педагог-психолог, привили мне редкое чувство ответственности и самодисциплины. Отличница, я всегда стремилась знать тонкости любого процесса досконально и уметь все делать самой.

Поэтому поступила и окончила медицинский колледж по специальности «Медицинская сестра», потом получила дополнительное образование, став сестрой-организатором, и пришла работать в реанимационное отделение Омской городской клинической больницы. Скоро была назначена старшей медсестрой, отделение признано лучшим, а возрастной персонал, недоверчиво отнесшийся к моему назначению, стал самым преданным другом.

По личным причинам переехала в Тюмень, где окончила Тюменский государственный университет, факультет биологии. А работы по специальности не нашлось.

Вот так и оказалась я в новом для себя деле. Я работаю в компании уже больше 10 лет. Она открывалась как филиал курганской фирмы, занимающейся поставками овощей и фруктов.

Свою карьеру в фирме начала с должности оператора ПК, но уже через месяц возглавила работу отдела соков, через год стала коммерческим директором фирмы, а еще через два — генеральным директором.

За эти годы компания прошла большой трудовой путь и сейчас по праву считается лидером в сфере поставок овощей и фруктов в Западной Сибири. Со временем создала свою команду, лидеры которой работают в нашей компании уже больше шести лет, регулярно повышают свой профессиональный уровень и обязательно обу­чают других…

Наш бизнес начинался с торговли фруктами и овощами мелким оптом. Товар в Сибирь закупался в Москве и Санкт-Петербурге, доставлялся в Тюмень и распространялся среди клиентов для его реализации в мелкой рознице.

В 2004 году был организован отдел доставки для ритейла. С развитием сетей возникла необходимость увеличить обороты, появились клиенты, занимавшиеся уже крупной оптовой торговлей. И такой отдел был создан в 2006-м. Еще через год появился отдел продаж для кафе, баров и ресторанов, а в 2008-м — отдел продаж внесетевой розницы, работающий с отдельными небольшими магазинами.

А в 2009 году компания «Клен» решила организовать поставки, минуя посредников. Сегодня поставки свежайших овощей и фруктов идут напрямую из Эквадора, Голландии, Испании, Италии, Турции, Китая, в этом году подписан контракт на сотрудничество с Аргентиной.

В 2012 году возникла идея создания сети собственной розницы. Пилотный проект — это восемь торговых мест в новом современном рыночном комплексе, построенном специально для реализации экологически чистых продуктов, — показал востребованность такой услуги в городе.

И в мае в Тюмени открылся первый фирменный магазин. В планах — открытие таких магазинов во всех крупных районах города. И фирменный стиль уже создан. Так что на ближайший год работы будет много.

— В чем особенность стиля работы компании?

— Основное отличие работы фирмы — стремление работать по европейским стандартам. Для этого в период становления предприятия я много выезжала на стажировку в Германию и Голландию, училась, перенимала опыт. Сегодня поставки осуществляются в Омск, Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Тобольск, Ишим.

Компания — лауреат премии «Компания №1» в 2012 году. А я сама стала в 2010 году лауреатом премии «Золотой фонд Евразии».
При этом для компании характерен творческий подход. Творчество для меня важно во всем — и в бизнесе, и в частной жизни. Поэтому мои дочери, которым шесть лет и три года, занимаются музыкой и языками.

Огромное спасибо родителям мужа, которые с удовольствием помогают в их воспитании. Но самую большую поддержку оказывает муж, серьезное внимание уделяющий семье и принимающий активное участие в развитии фирмы и формировании ее политики.

— В чем достоинства женского стиля управления?

— Последовательность, продуманность решений, умение находить компромисс. Мое мнение, что женщины более рассудительны, стрессоустойчивы, с огромной волей к победе. Разумность женщины-руководителя в том, что она умеет в разных ситуациях применять разную тактику, но во что бы то ни стало добивается результата. Ум, целеустремленность, логика у женщины сочетаются с мягкостью, умением сглаживать острые углы и шармом.

Творческий потенциал, не всегда свойственный мужчинам (не хочу никого обидеть), помогает раскрывать в сотрудниках и подчиненных скрытые таланты и возможности.

— Каковы особенности работы местного отделения партии «ЕР» в решении проблем территории?

— Оно позволяет лучше донести чаяния различных категорий граждан, в том числе бизнеса, до местных органов власти, помогает им распознать проблемы, имеющие политическое значение. Информирует о них также партийные органы управления. В Тюмени постоянно проходят встречи представителей партии «Единая Россия» с бизнес-сообществом, с руководством региона, на которых обсуждаются острые вопросы выживания в условиях современного рынка.

— Какую роль в решении экономических проблем может сыграть участие людей бизнеса в органах представительной власти?

— Их роль — оценка решений с точки зрения реальной экономики и тех механизмов, которые действуют в обществе. Предприниматели — практики, они знают очень многие стороны жизнедеятельности нашего общества. Кроме того, они знают все тонкости и слабые места нашего законодательства и могут оказать реальную помощь в правильности принятия тех или иных управленческих ­решений.