Дружить домами

bakshtРубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Константин БАКШТ

В какую из стран-соседок российскому бизнесу выгоднее вкладывать деньги?

Перспективы российского бизнеса в той или иной стране постсоветского пространства во многом зависят от ее внутриполитической ситуации и особенностей взаимоотношений с российским рынком. И с этой точки зрения для большинства отечественных компаний, стремящихся выйти на рынки стран СНГ, наибольший интерес представляют Казахстан и Украина.

Казахстан — очень позитивная и благоприятная для инвестиций страна. Здесь развивается экономика и есть деньги. И сильное государство, которое, однако, не стремится все жестко зарегулировать — оно правит бизнесом не кнутом, а тенге — при помощи очень привлекательных для казахстанских компаний крупных государственных контрактов.

Казахстанский бизнес открыт для новых контактов и контрактов. А менталитет предпринимателей не уступает уровню самых продвинутых регионов России, более того, многим российским собственникам и топ-менеджерам есть чему поучиться у своих казахстанских коллег.

Не стоит забывать: Таможенный союз устроен так, что компаниям стран-участниц не составляет большого труда перемещать товары внутри единого рынка, но вот их оплата часто оборачивается колоссальной головной болью. Однако в случае с Казахстаном не все так плохо. Конечно, я рекомендую российским менеджерам работать с теми казахстанскими компаниями, что имеют юрлица и счета в России. Но даже если у ваших партнеров таковых не найдется — ничего страшного, при обоюдном интересе во взаимовыгодном сотрудничестве они смогут проявить отменную гибкость в решении столь сложного и щепетильного вопроса.

Совсем недавно самой интересной с коммерческой точки зрения территорией для российских компаний была Украина. Увы, после последних президентских выборов в этой стране ее инвестиционная привлекательность несколько поблекла.

В Украине сегодня расцветает классический меркантилизм, то есть передел и «отжим» крупного бизнеса лицами, скажем так, приближенными к нынешней власти. Пока их атаки направлены только на украинские компании и на крупный бизнес. Однако кто знает, не распространится ли завтра принцип: «Или делись собственностью, или мы тебя закроем» — и на средний бизнес, а затем и на успешные на украинском рынке иностранные компании?

В то же время не стоит сбрасывать Украину со счетов. Здесь хорошая экономическая ситуация, есть платежеспособный спрос, большие возможности для развития и расширения бизнеса. Украинские компании в целом чувствуют себя неплохо и сохраняют высокую гибкость при работе с Россией. Так что работать с Украиной можно и нужно. Но не без оглядки.

Должен разочаровать тех, кто хочет вый­ти на рынок Беларуси — если не хотите проблем, лучше об этом забыть. Вы потеряете нервы и деньги.

Вообще белорусский рынок сам по себе не очень интересен — его возможности невелики, да и экономический спад там затянулся. Но беда не в этом, а в том, что для российских компаний он де-факто закрыт. Сегодня отношения Беларуси с Россией в рамках Таможенного союза — это игра в одни ворота. Беларусь делает все для того, чтобы ее бизнес максимально присутствовал на российском рынке, и при этом c завидным упорством не пускает к себе российские компании. Купить белорусский бизнес чаще бывает проще, чем зайти в Беларусь самостоятельно. Только если вы станете собственником белорусской компании, вам придется существовать в очень зарегулированной экономике и полном подчинении у государства, что вряд ли будет способствовать развитию вашего бизнеса. Хотя, возможно, ситуация не так печальна для крупных российских холдингов, которые смогут разговаривать с белорусскими чиновниками на равных.

Впрочем, я знаю немало российских компаний, которые закупают белорусские товары и продают их по всей России. Вот это может быть весьма выгодно.

Только учтите: Таможенный союз ничего не стоит, когда нет возможности нормально проводить трансграничные операции. В Беларуси, к сожалению, с этим совсем плохо. Поэтому мой совет: работайте только с теми белорусскими компаниями, которые имеют юридические лица в России. Ваши платежи должны идти исключительно через рубли и без пересечения границы.

А теперь о самом недооцененном российскими предпринимателями и в то же время очень интересном регионе — Молдавии, вернее, о Республике Молдова и Приднестровье. По привлекательности для ведения бизнеса я бы поставил этот регион на третье место после Казахстана и Украины. Две Молдовы — это очень небольшая территория, ее рынок невелик, но весьма живой и платежеспособный. Здесь вполне возможны выгодные коммерческие сделки.

Так что желаю вам найти на постсоветском пространстве хороших партнеров и взаимовыгодно сотрудничать с ними долгие годы!

Бакшт Константин Александрович, собственник и генеральный директор российского межрегионального холдинга «Капитал-Консалтинг» (www.fif.ru, www.salesystem.ru).

Один из ведущих российских экспертов в области построения системы бизнеса и системы корпоративных продаж под ключ (более 300 реализованных проектов в Москве и других регионах России и СНГ).

Имеет более чем двадцатилетний опыт личных продаж, пятнадцатилетний опыт управления и ведения собственного бизнеса: телекоммуникационные компании (Интернет, IP-телефония), недвижимость, ценные бумаги, СМИ, компьютерные салоны и интернет-центры, сеть салонов сотовой связи и другие, девятилетний опыт бизнес-консультанта и бизнес-тренера.

Автор деловых бестселлеров «Построение отдела продаж: с «нуля» до максимальных результатов», «Боевые команды продаж», «Как загубить собственный бизнес: вредные советы российским предпринимателям», «Большие контракты», «Усиление продаж», «Вкус жизни», «Построение бизнеса услуг: с «нуля» до доминирования на рынке».