Учеба длиною в жизнь

obrazovanieРубрика | Бизнес-образование 

Текст | Дмитрий ДИКОВ

В России активно развивается рынок бизнес-образования. Учить по западному образцу у нас уже умеют. Осталось обратить внимание на страновую и отраслевую специфику.

Взрослые люди, сидящие за партами, уже давно не ассоциируются с героями фильмов «Большая перемена» и «Весна на Заречной улице». Идея непрерывного образования для России вышла из области экзотики, однако все еще находится в зачаточном состоянии. Речь об отечественном дополнительном образовании (ДПО) — и о бизнес-образовании как его составляющей — пока что ведется преимущественно в контексте сравнения с западными прототипами. Не до конца ясно также, что о нем думают в Министерстве образования. В утвержденной не так давно госпрограмме «Развитие образования 2013–2020 гг.» дополнительное образование упоминается походя: заявляется, что программами профессиональной переподготовки или повышения квалификации будет в 2020 году охвачено 56% населения (против нынешних 22%), — вот, пожалуй, и все. А между тем бизнес-образование в мире рассматривается как один из столпов экономического развития, и упускать его из виду в современной России было бы непозволительной роскошью.

Злободневное обучение

Под бизнес-образованием принято понимать систему профессионального образования, нацеленного на подготовку к конкретной практической деятельности. Как правило, слушатели таких образовательных программ уже находятся «в профессии» или же в ближайшее время планируют занять определенную должность. Соответственно, две ключевые особенности бизнес-образования: сжатые сроки и ориентация на прикладные дисциплины, в основе которых — конкретные профессиональные навыки, технологии и компетенции.

Например, журналистам на курсах профессиональной переподготовки вовсе не обязательно несколько лет изучать мировую литературу, как это делают в магистратуре. Им необходимо то, с чем они регулярно будут сталкиваться на работе: технология работы с информацией, основы редакторской деятельности, право СМИ и другие.

Возможно, максимально интенсивность и практичность воплощены в работе так называемых коучеров, входящих в систему бизнес-образования. Коучер — это специалист, которого компания нанимает на непродолжительное время, когда понимает, что что-то во внутренней структуре дает сбои или просто может работать лучше. Коучер не только взаимодействует с отдельными специалистами и проводит для них психологические и бизнес-тренинги. Он еще и дает советы руководству компании по вопросам кадрового и элементам стратегического менеджмента. Его главная задача — вторгаясь во внутреннюю среду бизнеса, сделать его наиболее эффективным.

Соответственно, еще одна черта бизнес-образования — оно максимально приближено к реалиям, в которых слушатель его получает. Именно поэтому с переходом российской экономики на капиталистический путь возник массовый запрос на центры повышения квалификации или профессиональной переподготовки. При этом важно понимать, что от бизнес-образования требуется не идти в ногу со временем, но опережать его. Возможно, именно поэтому украшением любой учебной программы в области бизнес-образования являются заграничные стажировки в страны, наиболее успешные в тех или иных сферах экономики.

Бизнес-образование по-русски

Бурное развитие рынка дополнительного образования в России вовсе не означает, что в СССР ничего подобного не было. Наоборот — о советских программах повышения квалификации многие российские топ-менеджеры вспоминают с тоской, оправляя своих сотрудников учиться за рубеж. Причина — советское дополнительное образование было направлено на специалистов технических и инженерных профессий. В новейшей России же требовалось переучить и натаскать на мировые стандарты людей, находящихся на руководящих должностях.

Бизнес-образование в сфере менеджмента вообще занимает обособленное положение в структуре дополнительных образовательных программ. «Подготовка профессиональных менеджеров обладает отчетливой спецификой, поскольку, с одной стороны, она в большей степени ориентирована на получение практических навыков, а с другой стороны — в ней значителен элемент творчества, персональный элемент, доля жизненного опыта, — пишут Ярослав Кузьминов, ректор ГУ ВШЭ, и Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ, в статье «Бизнес-образование в России: состояние и перспективы». — Соответственно, обучение менеджменту не может в той степени, как «чисто профессиональное», опираться на шаблоны» [1].

Сегодня основная задача бизнес-образования в России уже не переучивать бывших «красных директоров», а повышать компетенцию тех, кто с азами менеджмента знаком. Не зря основным показателем успешности таких учебных программ является прирост в заработной плате слушателя. Именно по этому показателю был составлен Топ-10 отечественных бизнес-школ, ставший результатом недавнего совместного анализа рынка ДПО, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru совместно с Российской лигой MBA. Первое место занял Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС: его выпускники увеличили свои доходы в среднем на 70% [2].

В 90-х годах в России появились так называемые программы MBA (Master of Business Administration), ориентированные на руководителей высшего звена. Изначально понятие родилось в США еще в конце XIX века. Со временем программы MBA завоевали популярность во всем мире, не обойдя и Россию. Сегодня MBA считается мировым стандартом в области менеджмента, даже при том, что единый стандарт этих программ по-прежнему не разработан.

Несмотря на большую популярность программ MBA, у них есть ряд важных недостатков, остро проявляющихся на российском рынке ДПО. Главный минус заключается в том, что MBA — программа универсальная, страновая, и отраслевая специфика бизнеса в ней почти не рассматривается. Другая проблема — слепая популярность программ MBA, из-за чего они в чем-то уже неотличимы от базового высшего образования, куда студенты идут, не разбираясь в том, чем они хотят и будут заниматься в будущем. А ведь именно недостатки первого высшего образования призвано исправлять бизнес-образование. Важно также отметить, что контингент слушателей MBA постоянно молодеет. Расхожее выражение «эффективный менеджер», которое в России уже приобрело негативный оттенок и означает руководителя, нахватавшегося поверхностных знаний и не готового к реальной работе, — во многом следствие этих недостатков.

Поэтому все большее значение для России приобретает развитие «модернизированных» программ MBA. К таким, например, относят EMBA (executive MBA). Особенность этих программ — они еще больше ориентированы на топ-менеджмент. Например, слушатели EMBA, как правило, старше (здесь выше требования к «студентам»), учатся меньше и по выходным дням. К тому же EMBA минимум на треть дороже MBA [3]. Еще одно отличие — EMBA уделяет внимание так называемым soft skills: например, топы здесь занимаются яхтингом или слушают курсы сомелье. Ну и, разумеется, отличия видны в наполнении программ: базовые знания уступают место специфике различных подходов к управлению бизнесом.

Недавно у российского рынка ДПО появился дополнительный стимул к развитию. Закон «Об образовании» упразднил государственную аккредитацию программ бизнес-образования. Это дает бизнес-школам больше свободы в процессе определения объема и состава курсов. Конечно, свободное плавание всегда может привести к бесконтрольности и анархии, и неплохо было бы создать авторитетные общественные организации, занимающиеся аккредитацией тех же программ MBA, но эксперты уже сейчас видят в решении правительства плюсы. В интервью журналу «Эксперт-Урал» генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Наталья Евтихиева рассказывала: «Чиновник — только арбитр, который плохо понимает рынок: он не создает образовательный продукт для предпринимателей и не потребляет его. Его участие решает одни вопросы, но обостряет другие. Правила игры разрабатывают совместно потребители и поставщики услуг. Мы хотим не просто написать документ, а создать «живую» мобильную систему реагирования на потребности рынка» [4]. 

1. http://www.hse.ru/data/2012/11/26/1301613438/2004_bus_edu_v_Ros_sost_persp.pdf
2. http://expert.ru/2012/08/28/mva-bez-prikras/
3. http://www.kommersant.ru/doc/1849523/
4. http://expert.ru/ural/2012/39/standart-umer-da-zdravstvuet-standart/