Сергей ПРУДНИКОВ: государственная помощь не доходит до бизнеса

PrudnikovРубрика | Спецпроект: Защита бизнеса

Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Несовершенство отношений государства и бизнеса сегодня представляет серьезную угрозу для развития предпринимательства в России и как следствие экономики — экономики в целом. Что происходит и как это изменить, лучше многих знает генеральный директор ООО «СП Транс Компани» (г. Усть-Кут Иркутской области) Сергей Прудников — успешный бизнесмен и состоявшийся меценат.

— Сергей Васильевич, чего вы ждете от института уполномоченных по защите прав предпринимателей, включая и региональных уполномоченных, которые сейчас появляются на местах?

— Начнем с того, что к вопросу о создании этого института нужно было рано или поздно прийти. Сейчас его создание — это как вызов пожарных, главная цель которых — спасти то, что еще не догорело. Надеюсь, это удастся уполномоченному по защите предпринимательства Борису Титову и его команде. Но они должны выработать единую стратегию и тактику, и не только для ликвидации последствий аварии, но и для профилактики, и с этой целью влиять на законотворчество.

Малому и среднему бизнесу нужно дать уверенность в завтрашнем дне — без нее он не сможет развиваться на перспективу, следует дать ощущение нужности своей стране, своему обществу. И надо уже научить государственных людей нести ответственность за свои поступки и даже за свое бездействие.

Сама жизнь заставила посмотреть на ситуацию в стране в таком ракурсе, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять эффективно.

— Признаки революционной ситуации?

— Да! И тем не менее никто ничего не хочет менять: мы слышим одни только разговоры про инновационное развитие. На деле же о каких инновационных новшествах можно говорить, если даже развитие регионов, экономики — чиновников не интересуют, а интересуют только собственное спокойствие, собственная стабильность, своевременное получение зарплаты по тем окладам, которые определены и, хочу заметить, немаленькие!

— То есть сколько ни растет административно-управленческий аппарат, а экономическую ситуацию даже в отдельных регионах улучшить не в состоянии?

— Я бы добавил: неуклонно растет, и это одна из немногих у нас сегодня растущих величин в нашей экономике. А количество в сфере управления если и переходит в качество, то со знаком минус. Создаются новые структуры, которые занимаются неизвестно чем.

По данным статистики за 2012 год, административно-управленческий аппарат в России составляет: 1 900 000 человек по сравнению с 700 000 человек в СССР на начало 80-х годов! Это серьезный показатель в сфере создания «рабочих мест»! И всему этому персоналу нужно платить стабильную и высокую зарплату, при этом обеспечивает ФОТ налогоплательщик. Но, извините, для того чтобы платить, нужно налогоплательщику эти деньги сначала заработать, а условия для этого не созданы.

От такого наплыва «рабочих мест» скоро вообще не окажется предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и ИП, задействованных в основном в сферах продаж и услуг, не говоря уже об основном производстве. Подобное разрастание государственного аппарата не приносит никакой пользы, от него один только вред.

Ранее было объявлено о создании дополнительно 25 млн новых рабочих мест. Однако любые рабочие места создаются не по чьему-то приказу или пожеланию, а исходя из конкретных условий, в которые поставлены предприятия, задач, стоящих перед руководством предприятий, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса. Для того чтобы создать рабочие места со стабильным фондом оплаты труда, со всеми отчислениями, необходимо нормальное налоговое законодательство. Сначала нужно создать экономические условия, а потом ставить грандиозные задачи!

— Какие это должны быть условия в первую очередь?

— Прежде всего щадящее налогообложение для ИП и компаний малого и среднего бизнеса. Над многими налоговыми вопросами нужно скрупулезно работать, что называется, всем миром — и государственным институтам, и бизнесу, чтобы приводить наше налоговое законодательство в оптимальное состояние, учитывая все особенности нашего большого государства и условия, в которых находятся предприятия и предприниматели… Необходимо широко привлечь к совершенствованию налогового законодательства и администрирования бизнесменов, финансистов из бизнеса. Сегодня, когда мы подаем соответствующие предложения и на региональном, и на федеральном уровне, нас не хотят слушать.

Серьезный удар по микробизнесу в торговле нанесло двукратное увеличение страховых взносов предпринимателей. Предварительные оценки Минэкономразвития показали, что практически 300 тысяч ИП прекратили свое существование. Естественно, в этих цифрах заложен процент естественного выбытия ИП, но сам факт беспрецедентного сокращения такого количества предпринимателей в начале года свидетельствует о сложной для экономики ситуации, при которой многие из оставшихся предпринимателей могут просто обанкротиться или уйти в тень. И этот процесс идет, он не останавливается, продолжает нарастать, как снежный ком.

Налоговые правила очень сложны и непрозрачны. Нонсенс, но даже муниципалитеты разных уровней для проведения расчетов по договорам оказания услуг с контрагентами проводят расчеты не официально, не прозрачно, а по теневым схемам. Многочисленные проверяльщики только и ждут нарушений, чтобы взыскать, наказать, отобрать.

Налоговое бремя на бизнес очень велико. Давайте посчитаем. Общий размер ставки страховых взносов в России — 34% (до 2010 года это был ЕСН, который составлял 26%) плюс НДФЛ — 13%. Вместе 47%. Если фонд оплаты труда миллион, компании необходимо заработать дополнительно 470 тыс. руб. на налоги. И это только налогообложение ФОТ! Не будем забывать о налоге на добавленную стоимость — 18%, налоге на прибыль — сейчас это 20% в лучшем случае.

Когда начинаешь рассматривать вопрос о развитии своего предприятия, о создании новых рабочих мест, привлечении специалистов, при таком налогообложении встает проблема нецелесообразности развития производства как такового.

Важны и неналоговые решения. Необходимо, на мой взгляд, стимулировать местные власти к тому, чтобы они содействовали бизнесу. А для этого отменить перечисление налогов в местные бюджеты в тех случаях, когда предприниматели такого содействия не получают — вопросы рассматриваются с нарушениями сроков, предприниматели не могут связаться с чиновниками, их не привлекают к участию в муниципальных программах и т.д. Критерии можно разработать. Параллельно нужно предоставить налоговые льготы тем компаниям и ИП, которые активно, по собственной инициативе участвуют в развитии муниципалитета, региона, решении социальных проблем, занимаются благотворительностью.

Нужно установить минимально возможные налоги на ФОТ. Потому что для бизнеса нужны квалифицированные, высокооплачиваемые, получающие белую зарплату специалисты.

Необходима инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса по всей стране, развитие такого бизнеса должно быть включено в критерии оценки деятельности губернаторов. Необходим общественный экспертный совет при Минэкономразвития по развитию малого и среднего бизнеса — с участием предпринимателей из всех регионов.

— А как же финансовая помощь, которую государство постоянно выделяет для поддержки бизнеса?

— По закону о развитии малого и среднего предпринимательства финансовая поддержка предприятиям оказывается с помощью субсидий и бюджетных инвестиций, в том числе из региональных и местных бюджетов. Бюджетный кодекс предусматривает, что финансовая поддержка предприятий предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Бюджет муниципалитета на две трети зависит от дотаций областного и федерального бюджета. Естественно, что муниципальным властям гораздо выгоднее выстраивать хорошие отношения с областным центром, нежели стимулировать малый и средний бизнес, поскольку областной центр является основным источником муниципального бюджета. Необходимо пересмотреть межбюджетные отношения. Если развитие малого и среднего бизнеса лежит на муниципалитетах, то необходимо заинтересовать их в этом.

По данным Минэкономразвития, в 2010 году на различные программы поддержки малого и среднего бизнеса выделено 24 миллиарда рублей, из которых 16 млрд — прямые субсидии. В 2011 и 2012 годах на нужды малого предпринимательства выделено бюджетных средств практически в таких же объемах, но в правительстве надеются не только сохранить этот уровень, но и увеличить объем этих средств… Однако эти средства почти никогда не доходят до потребителя. Их распределяют непонятно как и непонятно кому.

Или вы сначала организуйте контроль с ощутимыми санкциями к махинаторам, или помогайте бизнесу адресно. Да, при администрациях имеются комитеты по поддержке малого и среднего бизнеса, но они лишь часть процесса разрастания аппарата.

— Как решать проблему привлечения молодых специалистов?

— На сегодняшний день ни одно предприятие в стране не может гарантировать привлечение молодых специалистов. За исключением разве что «Газпрома», ОАО «РЖД» и им подобных. Причина одна — отсутствие стабильности, а отсюда и перспектив.

Частные предприятия практически не направляют молодых людей на учебу. А образование становится дорогим удовольствием, следовательно, мы теряем целое поколение башковитых молодых людей, поскольку они финансово несостоятельны и не могут оплачивать свою учебу.

Да и сама система образования оставляет желать лучшего. Уровень преподавания падает. Сегодня только и слышно, как очередной институт себя не оправдал, получил низкую оценку и закрывается. Коррупция — и это в высшей школе! Но если бизнес глушат, давят, уничтожают, то это не могло не коснуться остальных сфер нашей жизни…

— Итак, каждый на своем месте продолжает кошмарить бизнес, невзирая на призыв третьего президента России, а ныне председателя правительства Дмитрия Медведева?

— Абсолютно точно. Приведу пример с топливом. В октябре 2012 года цена на арктическое дизельное топливо была 39 500 руб./т с учетом НДС, а в конце декабря — начале января подскочила до 43 500–45 700 руб./т. Доставка этого ресурса на терминалы Севера, где расстояния 800–900 километров, добавляет к стоимости 12 рублей 31 копейку за тонно-километр. Это самый минимальный тариф — для юридических лиц. В результате чего на конечном пункте итоговая цена с учетом приемо-складских операций доходит до 59 тыс. руб./т. Можно только представить, как возрастет стоимость услуг и товара у конечного потребителя в северных регионах.

Нет никакой логики в вопросе формирования цен на нефтепродукты в стране, причем при таких колоссальных запасах нефти. 85% производимых нефтепродуктов на российских НПЗ уходит за рубеж, оставшимися 15–20% невозможно обеспечить все потребности регионов страны. Таким образом, создается искусственный дефицит светлых нефтепродуктов и искусственное ценообразование, спекулятивное. Но это только часть проблем. Дефицит приводит к появлению предприятий-однодневок, которые перерабатывают нефть и газоконденсат на мини-НПЗ, чьи продукты не соответствуют техническим требованиям действующего ГОСТа, а порой и никаким нормам и ТУ, и начинают осуществлять продажу такого товара по ценам ниже рыночных. Потребитель, соответственно, покупает дешевый, но не качественный продукт. Дальше все зависит от того, какую технику он заправит: что-то отработает полгода, что-то месяц. А когда ставишь вопрос о целесообразности наведения порядка в этом вопросе, все улыбаются и говорят: «А мы поставляем качественное топливо».

Кстати, приведу пример из сферы создания рабочих мест. Создание рабочих мест подразумевает их аттестацию. Условий нет, зато появилось множество посредников на этом поприще, которые предлагают такую услугу — аттестацию рабочих мест.

— Уж посредники-то точно знают болевые точки менеджмента!

— И вот конкретный случай из моей практики. В период подготовки к проведению аттестации рабочих мест по своим предприятиям, определения структур-организаций, имеющих лицензию на право осуществлять эти услуги, получаю из прокуратуры письмо, обязывающее провести аттестацию рабочих мест в течение трех месяцев. Процедура это длительная, у нас она заняла около года.

Готовим письмо для получения отсрочки с детальным пояснением причин. А, так вы не укладываетесь в указанный срок! И прокуратура направляет предписание в службу судебных приставов, и как следствие — нам начисляется штраф за игнорирование предписания прокуратуры. Известно ведь, что в рамках законодательства за невыполнение указаний контролирующих органов начисляются административные штрафы.

— Почему же прокуратура была так враждебна, ведь вы ничего не нарушили?

— Я могу только догадываться. Складывается ощущение, что таким образом прокуратура стимулирует меня обратиться вот к этим посредникам, которые «помогают» в аттестации рабочих мест.

— Загоняют бизнес в угол, вынуждают самоликвидироваться или уйти в тень. Но ваш-то бизнес живет и растет. Как вам это удается?

— Трудно. Работаю по 13–18 часов в сутки, практически без выходных, команду подобрал хорошую, работоспособную. Но часто руки опускаются, хочется все бросить. Удерживает только ответственность за людей, за свою команду. И те обязательства, которые закреплены договорами с контрагентами и взяты перед определенными структурами.

Вот лишь один пример — с земельным участком, который оформил в аренду для развития бизнеса. Сколько уже прошли мытарств, судебных тяжб с госструктурами для отстаивания своих прав и интересов в рамках действующего законодательства. Дошло до того, что мои противники фальсифицируют документы, и все при полной безответственности. Вот кому это нужно? Человек хочет работать, развиваться, создавать рабочие места, платить налоги, а его треножат.

— Что будет построено на этой земле?

— Сначала надо ее получить. Я уже вложил в этот участок больше четырех миллионов и еще требуется вложить порядка трех, чтобы выйти на нулевой цикл для проведения строительных работ, а что там будет — автозаправочный комплекс или гостиничный, решу. Главное, что получит новое развитие регион, вот это для меня важнее всего.

За такие деньги я мог бы купить и землю, и готовое производство на ней, но в другом регионе. А меня интересует развитие своего региона. Но насколько оно интересует местную власть?..

— Получается, известная поговорка «Заплати налоги и спи спокойно» не соответствует действительности. Для бессонницы у предпринимателя есть еще много причин…

— Мы платим налоги, несмотря ни на какие барьеры, работаем честно, прозрачно. Но не из страха перед бессонницей или еще какого-то страха, а из принципа. Я вообще пытаюсь возродить устои купечества, когда слово человека стоило дороже золота и чем любой подписанный договор. Верю в такое возрождение в России и знаю, что оно пойдет из регионов.

— Интересная позиция. Но много ли таких принципиальных в бизнесе? Может быть, он все же нуждается в жестком регулировании?

— Принципиальных людей в бизнесе немного, но они есть. Сейчас уже можно утверждать: если выжил, значит, не жульничал. И в этом больше героизма, чем можно предположить. Потому что система так устроена: с честных да прозрачных больше спрос. Так уж устроены наши контролирующие органы с их недальновидностью, негосударственным мышлением и стремлением взять побольше. А с кого можно взять побольше? С тех, кто больше платит. Значит, деньги у него есть. Его и прессуют. Никаких льгот абсолютно не дают. А кто не платил налоги, тот и продолжает не платить, и его налоговые структуры не беспокоят…

Чтобы сегодня построить в нашей стране свой бизнес, нужно быть рисковым человеком. Люди понимают: в бизнесе заработок больше, однако осознают и то, что в любой момент этого бизнеса можно лишиться. В итоге трудно привлечь в бизнес людей, к примеру, с научным складом ума — они больше ориентированы на долгосрочные проекты, которые никто не может гарантировать. К сожалению, нынешняя система очень жестко настроена против того, чтобы в нее приходили люди с нормальными этическими установками.

— Опять мы подошли к налоговой системе и проблемам регулирования?

— Так мы все время об этом и говорим. Когда проблемы возникают, а они возникают постоянно, то имеют свойство цепляться друг за друга. Вот самая характерная ситуация — задержка платежей. Отсрочки бывают до 120 календарных дней. А если ты сам за это время не получил платеж? Это никого не интересует. Судись, требуй. Крутимся как волчки. Конечно, есть много порядочных организаций, руководителей, которые работают в одной упряжке, идут навстречу, выручают. А есть организации такие, как ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром». В конце 2012 года мы наконец-то завершили долгий и трудный процесс борьбы взаимоотношений с этой структурой в вопросе получения своих денежных средств по исполнительным листам арбитражных судов. Этот процесс занял три года!

— И какова цена этой победы над могущественным противником?

— Они заплатили в полном объеме всю неустойку. Но под каким же жестким нажимом со стороны госструктур, в том числе и правоохранительных органов, все это происходило! В результате за такое отношение к исполнению своих обязательств по заключенному договору и попирание действующих законов, исполнительных листов и предписаний по погашению существующей задолженности привлечен первый руководитель данной структуры (к тому же депутат городской думы г. Ижевска) к административной ответственности в виде штрафа в 2,5 тыс. рублей. Хотелось бы верить, что этот урок послужит примером для других.

— Сегодня, похоже, речь пока идет не об идеальном построении, а хотя бы о более щадящем, не убийственном для бизнеса. Будь у вас возможность, вы бы уж навели порядок, потому что знаете все болевые точки российского экономического устройства. А вот что бы вы изменили в первую очередь?

— Вы ставите меня перед трудным выбором. Все надо менять в первую очередь! Может быть, следует начать с того, что реформируется быстро и эффективно? Тогда это фонды. Я плачу, я законопослушный, но как же трудно таким оставаться, когда налоговые структуры, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и все остальные получатели взносов тебя прессуют за малейшие просрочки, задержки платежей, порой даже не от тебя зависящие… Каждый гнет свою линию, как-то скоординировать свои действия даже не пытаются.

— Эти структуры реально реконструировать?

— Конечно, реально. Пускай бы они разбирались между собой сами в созданной новой, строгой и лаконично выстроенной иерархической структуре, а субъекты экономики спокойно работали и платили все положенное без лишних мелочных дрязг. Для этого всего-то и надо создать одно окно — скажем, фонд, в который производится перечисление всех взносов, а он пусть распределяет их по назначению. Какое бы мощное получилось сокращение административно-управленческого персонала! Но это не главное. Главное — бизнес хоть немного бы вздохнул, расправил крылья в своем развитии. И контроля было бы больше, а то сейчас каждый тянет одеяло на себя и создает дополнительную путаницу. Это государственные службы, обязанные блюсти интересы государства, а не препятствовать им.

— Но у каждого фонда своя сфера интересов. Не получится ли так, что по вине таких распределителей, скажем, Пенсионный фонд недосчитается денег и не сможет выплатить пенсии?

— Получится так, что будет больше контроля. Мы уже видим, что происходит при отсутствии контроля. Вон какие хоромы, к примеру, у Пенсионного фонда! Чуть ли не сусальным золотом все покрыто. Это за счет кого такая роскошь? За счет пенсионеров, которые получают жалкие гроши. Причем независимо от трудовых достижений.

Человек, который никогда не хотел работать, стажа у него с гулькин нос, получает такую же пенсию, как тот, кто всю жизнь тяжело работал для своей страны — в поле, у станка, у кульмана… И даже больше, если не побрезговал купить инвалидность, а такое тоже теперь стало вполне реально. На это обязательно нужно обратить особое внимание соответствующим структурам!

— Но чуть ли не каждый год мы слышим о новой пенсионной реформе.

— А по сути ничего не меняется. Проблемы только усугубились. Все покупается и все продается. Нет, невозможно навести отдельно взятый порядок, нужно идти широким фронтом, по всем структурам. 

ООО «СП Транс Компани», возглавляемое Сергеем Прудниковым, было создано в 2007 году. Основной сферой его деятельности являются оптовая торговля, поставка и реализация светлых нефтепродуктов, а также транспортная деятельность — как доставка нефтепродуктов, так и ТМТН. Кроме того, это работа автомобильного грузового транспорта, строительство объектов производственного назначения, инновационная деятельность и др.
ООО «СП Транс Компани» совместно с ООО «Импульс», участником которого также является С.В. Прудников, осуществляет инвестиционные проекты по строительству объектов производственно-технического назначения. Эти проекты направлены на развитие социальной и производственной инфраструктур северного региона Иркутской области и Республики Саха (Якутия) и позволят создать рабочие места в данных регионах и увеличить отчисления во внебюджетные фонды.
ООО «СП Транс Компани» на протяжении ряда лет оказывает поддержку и спонсорскую помощь областному дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Усть-Куте; Детскому эколого-биологическому центру Усть-Кутского муниципального образования; в проведении выездных спортивных турниров для молодежи г. Усть-Кута; в реализации проекта «История России Нового времени–2011» в соответствии с уставными целями (сайт www.academia-maki.ru).
ООО «СП Транс Компани» является социальным партнером Международных благотворительных программ: «Во имя жизни на земле», «Вернем детям улыбку», «Дети — детям. Нам есть для чего жить».
«СП Транс Компани» удостоена сертификата социального партнера в реализации Программы устойчивого развития стратегического партнерства международных негосударственных и общественных организаций с исполнительными и законодательными органами государственной власти и бизнес-сообществом в условиях мировой экономики на 2010–2012 годы.
На основании решения оргкомитета Международного экономического проекта «Устойчивая и развивающаяся экономика: инновации, инвестиции, модернизации, партнерство, опыт, взаимодействие» от 26.07.2010 ООО «СП Транс Компани» — лауреат премии в номинациях «Лучшая компания года–2010» и «Лидер модернизации года–2010» за эффективное обновление основных фондов, техническое переоснащение и реконструкцию производства.
ООО «СП Транс Компани» является лауреатом IV ежегодной международной премии «Лучший налогоплательщик года–2011», лауреатом ХVIII ежегодной международной премии в области предпринимательской деятельности «Элита национальной экономики» (2011 год), ­«Финансово стабильное предприятие» (2011 год).
Лауреат специальной премии в области строительства «За вклад в развитие строительного комплекса России» (2011 год).

Прудников Сергей Васильевич родился в 1959 году в пос. Мирный Коченёвского района Новосибирской области. После окончания средней школы работал гибщиком труб на Томском манометровом заводе, учился в радиошколе, служил в рядах Вооруженных сил.
В 1984 году окончил Новосибирский электротехнический институт связи им. Н.Д. Псурцева, факультет радиосвязи и радиовещания.
С 1982 по 1992 год работал мастером, затем инженером, начальником цеха, начальником производственно-технической лаборатории на предприятиях связи и телевидения Иркутской области.
С 1992-го — генеральный директор ООО «ПКФ «Адонис». С 1997 года — директор ООО «ПКФ «САПР». В 2004 году возглавил ООО «СП Компани». С конца 2007 года — директор ООО «СП Транс Компани». С 2008 года одновременно генеральный директор ООО «Импульс».
Со студенческих времен С.В. Прудников занимается общественной работой, а став во главе бизнес-структур, активно участвует в благотворительной деятельности.
С 2010 года — действительный член Международной академии меценатства, действительный член Международного клуба филантропов и меценатов Европы.
Лауреат Всероссийской премии «Предприниматель года—2011».
Лауреат Всероссийской премии «Лидер экономического развития России».
Сергей Прудников награжден орденом «Герой труда Новой России» (2010 год), медалью «Во имя жизни на земле» (2011 год), медалью «За развитие предпринимательства» (2011 год), орденом «Звезда Мецената» (2011 год), орденом «Рубиновый крест» 1 ст. (2011 год), орденом «Держава» (2011 год), орденом «Польза, честь и слава» (2012 год), высшим орденом общественного признания «Почетный гражданин России» (2012 год).