Приумножить, сохранить или умыкнуть?

7Рубрика | Программы правительства

Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

Во время первого же обсуждения Госдумой законопроекта о создании Росфинагентства в конце января российское экономическое сообщество резко разделилось на два лагеря — «за» и «против».

Росфинагентство создается для управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, которые до сих пор были в ведении Минфина. Еще РФА передаются функции по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию и учету государственных долговых обязательств.

При обсуждении законопроекта с резкой критикой выступила депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева, определив мотив законодательной инициативы так: «умыкнуть казну или взять кассу».

— Подобных законопроектов Государственная дума еще не рассматривала, — говорит она. — И мне представляется, что многочасовые обсуждения PussyRiot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы — это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства. Потому что они копили все эти средства не для народа, а для себя, прикрывая различными словами: «инфляция», «стабилизация», «стерилизация», «хеджирование» и тому подобное.

«Справедливая Россия» поддержала критику своего депутата: «По сути, — говорится в открытом письме партии, — правительство и Центральный банк передают свои конституционные полномочия на аутсорсинг открытому акционерному обществу… Принятие данного закона фактически означает ползучую «приватизацию» средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».

Общество попытались успокоить лояльные руководители комитетов и ведомств. Председатель Бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров свел проблему к форме. Глава комитета уверен, что решение проблемы в стопроцентной доле государства в новой структуре, и пообещал, что ко второму чтению появятся соответствующие поправки. Министр финансов России Антон Силуанов с этим согласен: «Если мы найдем вместе с депутатами организационно-правовую форму лучше, чем та, которая предложена, мы согласимся». Но это не будет госкорпорация, потому что как форма она сегодня отживает: «Мы не будем увеличивать количество госкорпораций».

Однако Оксана Дмитриева считает, что форма сути не меняет. «По нашей Конституции обеспечивать бюджет должно правительство. А тут львиную долю бюджета отдаем либо ОАО, либо госкорпорации. Это противоречит и принципу единства кассы, прописанному в нашем Бюджетном кодексе. Это в любом случае нонсенс. А смена формы — просто попытка протащить закон. Госкорпорация так же неконтролируема», — убеждена депутат.

Обвинения серьезные, и «БОСС» обратился к известным экономистам с вопросом: «Грозит ли России увод «подушки безопасности» в частные карманы, если новая структура будет создана?»

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев не нашел ничего страшного даже в форме акционерного общества: «Отдельная структура сможет более прозрачно и профессионально управлять российскими деньгами. Это профессиональная трудная работа. Такие структуры с большими суверенными фондами в других странах есть. Форма ОАО — тоже нормально. У ОАО есть совет директоров, и если в нем будут уважаемые, профессиональные люди, то Росфинагентство будет работать. Главное, чтобы в самом законе не было норм, делающих структуру непрозрачной».

Другого мнения придерживается председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский, полагая, что новая структура создается «не для того, чтобы кого-то обмануть, а для того, чтобы осуществлять операционную деятельность по размещению средств Фонда национального благосостояния и прочих международных резервов Центробанка». Что действительно принципиально — это контроль. «Велико желание «срубить» по-легкому народные деньги. С этим нужно как-то бороться, это купировать и контролировать», — отмечает экономист.

 

По состоянию на начало года объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составляют 1,885 трлн рублей и 2,690 трлн рублей соответственно.

Итого — свыше 4,575 трлн рублей.

Эта сумма равна:

9 годовым бюджетам здравоохранения,

7 годовым бюджетам образования,

2,5 годовым бюджетам национальной обороны.