Народный губернатор пока не виден
Рубрика | Взгляд на власть
Текст | Борис МАКАРЕНКО
Дума приняла поправки к закону, которые позволят регионам отменять выборы губернаторов.
Закон, позволяющий регионам отказаться от проведения прямых губернаторских выборов, который Госдума РФ приняла в первом чтении, — опасная тенденция. Возвращение губернаторских выборов поддерживали и поддерживают — по всем опросам общественного мнения — не менее двух третей россиян. Казалось бы, в нынешней ситуации прямые выборы вряд ли на что-то повлияют — победу все равно дружно одержат действующие губернаторы или (что практически одно и то же) назначенцы президента. Это уже продемонстрировали выборы губернаторов в пяти регионах в единый день голосования осенью 2012 года: в Амурской, Брянской, Белгородской, Новгородской и Рязанской областях. Труднопроходимый «муниципальный фильтр» в законе о выборах губернаторов, запрет на участие независимых кандидатов в большинстве регионов… Власть опасается выпускать из своих рук такой мощный рычаг влияния, как институт губернаторов.
Казалось, вряд ли что-то изменит и право голоса, которое предоставят региональным парламентам в утверждении кандидатур на губернаторское кресло. В основе выбора все равно будет кандидатура из центра. Но даже в таком виде выборы губернаторов — значимый шаг вперед. Общество будет больше доверять выборному губернатору, а он, в свою очередь, при принятии решений станет смотреть не только «вверх», на своего начальника, но и «в сторону» — на деловую, административную и прочие региональные элиты, и «вниз» — на избирателя. Победа на выборах гармонизирует отношения с электоратом, повышает популярность губернатора. И с центром общение пойдет с более сильных позиций.
Теперь у регионов появляется право самостоятельно определяться: выбирать губернаторов прямым голосованием либо использовать чуть видоизмененную прежнюю систему избрания законодателями из числа кандидатов, представленных президенту России парламентскими партиями.
Конечно, прямые выборы поправка не отменяет ни в коем случае. Прежде всего в них заинтересованы сами губернаторы. Избранного главу труднее снять, его позиции становятся сильнее. Вот Магомедсалама Магомедова одним щелчком сняли с Дагестана, а с избранным главой это было бы труднее. Рамазан Абдулатипов назначен временно исполняющим обязанности президента Дагестана, но он уже настроен на выборы, прекрасно понимая, насколько более высокую легитимность ему даст такая победа.
Те губернаторы, которые чувствуют себя уверенно, выборы отменять не захотят. Отменяться же выборы могут в двух случаях. Либо там, где губернаторы себя чувствуют неуверенно, либо там, где отмену настойчиво порекомендует центр, если, скажем, будет ситуация, при которой понадобится получить больший контроль над губернатором и регионом.
Вот и получается: там, где губернатор чувствует силу, он пойдет на выборы. Только откуда придет это «ощущение силы»? Хорошо, если от успешной работы, умелого управления и учета интересов всех граждан. Но такое ощущение может породить и зажим любой оппозиции, и жесткий контроль над региональной прессой. А если этого «ощущения силы» нет — у самого ли губернатора или у его «кураторов» в Москве, то региону — как говорили офицеры в русской армии — «на голову» пришлют начальника. Законодательное собрание его послушно утвердит, а избирателей спросить забудут. Мудрецы от политологии учат: «Выборы не значат, что все проблемы решатся, они значат, что правителей можно сменять». Вот как раз сменяемости губернаторов по воле народа при таком подходе ждать не приходится. А уверенности, что при несменяемых губернаторах проблемы регионов будут успешно решаться, тоже не очень много.
Макаренко Борис Игоревич, председатель правления Центра политических технологий.
В 1981 году с отличием окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1992–1993 гг. получил образование в Школе госуправления и международных дел Принстонского университета (Нью-Джерси, США) по программе повышения квалификации (специальность «Политология»).
С декабря 1992 года — руководитель проектов, с декабря 1994 года — первый заместитель генерального директора, с января 2008 года по сей день — председатель правления ЦПТ.
С 2010 года — профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ.