Новости

Рубрика | Что было

Вышло дышло

Комитет РСПП по собственности готовит заключение на принятый в первом чтении проект Федерального закона №196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», принятый Госдумой в первом чтении 22 февраля с.г.

4-1По предварительной оценке, законопроект за счет неопределенности формулировок, расширяющих основания для уголовного преследования за финансовые нарушения, может привести к неоправданному ограничению прав собственников по распоряжению принадлежащего им на законных основаниях имущества. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 законопроекта руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наделяется правом принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств при возврате организацией связи почтового отправления с отметкой об отказе от его получения либо об отсутствии организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Данная норма не конкретизирует, какие именно почтовые отправления имеются в виду (налоговые органы могут направлять организациям различные почтовые отправления, в том числе информационного характера). Кроме того, возможны технические ошибки при оформлении почтового отправления (неверные реквизиты и т.д.), а также имеет место неудовлетворительная работа ФГУП «Почта России».

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, как правило, применяется для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. В этой связи непонятно, с какой целью будет вводиться приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств при отсутствии задолженности организации по налогам, сборам, пени и штрафа.

Представляется, что в случае отсутствия организации по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, решение о приостановлении может приниматься исключительно по результатам выездной налоговой проверки.

Пункт 6 статьи 7 законопроекта обязывает банки информировать налоговый орган в отношении всех вкладов (депозитов) физических лиц (об их открытии или закрытии и изменении реквизитов). При этом неясно, с какой целью банки на постоянной основе должны предоставлять информацию по депозитам физических лиц и почему такая информация не может предоставляться только по запросам налоговых органов. Указанная норма может повлечь рост расходов банков и неоправданное увеличение стоимости банковских услуг.

Статьей 12 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», расширяющие основания привлечения к субсидиарной ответственности руководителя и контролирующих лиц должника при совершении ими действий или бездействия, в результате чего должник признан банкротом. Освобождение от указанной ответственности возможно только, если лицо докажет, что оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Фактически предлагаемые нормы возлагают на руководителя и контролирующих лиц полную имущественную ответственность за банкротство организации, поскольку:

в большинстве случаев банкротство является следствием действий каких-либо лиц (утверждение неверной стратегии развития, большой объем заимствований и т.д.);

менеджмент и контролирующие лица почти всегда могут быть обвинены в бездействии (непринятие своевременных антикризисных мер, несвоевременная остановка производства и т.д.);

отсутствие четких критериев добросовестности и разумности в действиях руководителей и контролирующих лиц. В этой связи представляется, что указанные нормы могут быть внесены в законодательство только одновременно с закреплением обязанностей и четких критериев ответственности членов органов управления и контролирующих лиц.

Данная задача решается предложенным Правительством РФ проектом Федерального закона №394587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ» (принят в первом чтении), и соответствующие положения из законопроекта надо перенести в него.

В ближайшее время будут подготовлены предложения, направленные на уточнение норм законопроекта, с целью исключения правовой неопределенности при их последующем применении.

 

 

По сообщению пресс-службы РСПП

 

Обратная сторона IPO

20 февраля 2013 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось заседание круглого стола «IPO: фасад и закулисье», организованного Комиссией РСПП по банкам и банковской деятельности и Комиссией РСПП по финансовым рынкам совместно с корпорацией Wide Bridge Inc. (США). Предметом обсуждения явились вопросы подготовки российских компаний к выходу на IPO, организации и сопровождения этого процесса. Тематика заседания была адресована прежде всего предприятиям, намеревающимся в ближайшие два года стать членами фондового рынка, а также крупным публичным компаниям, выводящим на торги свои дочерние подразделения (spin-of).

Открыл заседание президент РСПП А. Шохин, который отметил значимость превращения Москвы в один из ведущих международных финансовых центров, остановился на важнейших аспектах государственной поддержки, создания комфортных экономических и законодательных условий для приватизируемых и частных предприятий, планирующих привлечение инвестиций. Особо была подчеркнута роль грамотной реализации основных факторов наращивания капитала этих предприятий и повышения их ликвидности.

На заседании присутствовали представители крупного и среднего российского бизнеса из разных секторов экономики: добывающей, энергетической, машиностроительной, пищевой и фармакологической промышленности, крупнейшие транспортные компании и коммерческие банки.

Президент Wide Bridge Inc. Г. Соколовская отметила как уникальную особенность состоявшейся встречи то, что на ней впервые присутствовали за одним столом сразу три ведущие мировые площадки – Нью-Йорк (NASDAQ), Лондон (LSE) и Москва (MICEX), а также приняли участие профессионалы фондовой индустрии — крупнейшие международные аудиторская и юридическая фирмы. Особую интригу, по выражению г-жи Г. Соколовской, представляло участие в заседании покупателей ценных бумаг (buy-side) — российского и зарубежных инвестиционных фондов, а главная ценность встречи была в том, что все ее действующие лица поделились своим практическим опытом работы с предприятиями в стадии пред-IPO.

Круглый стол состоял из двух тематических сессий/панелей. Модератором заседания была СЕО Wide Bridge Inc. А. Плайя, которая в своем выступлении поделилась секретами успеха выхода компаний на мировые торговые площадки, рассказала о тех деталях и нюансах процесса, без знания которых трудно рассчитывать на высокие результаты эмиссии и которые становятся очевидными только на базе наработанного эмпирического опыта в данной области.

Спикерами первой панели были представители бирж и индустрии: П. Попов, руководитель рынков капитала Московской биржи; А. Нечаева, директор по развитию бизнеса — первичного рынка России, СНГ и Монголии Лондонской биржи; А. Костюал, старший вице-президент, глава европейского листинга NASDAQ; Г. Швейцер, партнер, директор рынков капитала и руководитель по IPO «Эрнст энд Янг»; Д. Лозовски, партнер White & Case LLP.

Представители бирж рассказали об отличительных особенностях каждой из них и требованиях к первичным эмитентам, которые последним необходимо знать и анализировать при выборе торговой площадки, в наибольшей степени соответствующей их специфике и поставленным целям по привлечению капитала.

Выступления аудиторской и юридических фирм касались путей достижения высокой прозрачности российских компаний и их подготовленности в области нормативных и регуляторных положений как основных компонентов процесса вступления в фондовый рынок.

Вторая панель была предоставлена выступающим представителям инвесторов: В. Огнещикову, портфолио-менеджеру UFG Fsset Management; В. Пивоварову, генеральному директору Altera Capital; Б. Боуэру, партнеру Verno Capital.

Инвесторы сформулировали главные критерии, побудительные мотивы и стимулы принятия buy-side-решений о вложениях в акции конкретных эмитентов, привели многочисленные реальные примеры взаимодействия с конкретными компаниями и совершенных с ними транз­акций. Завершилась встреча в формате вопросов и ответов.

В заседании круглого стола приняли участие и выступили сопредседатели Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности А. Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП, и Г. Тосунян, президент Ассоциации российских банков.

По итогам заседания руководство РСПП совместно с Wide Bridge Inc. выразило намерение о проведении таких мероприятий на постоянной основе, посвятив очередное заседание вопросам, касающимся уже публично торгующихся компаний.

 

 

По сообщению пресс-службы РСПП

 

Опыт с властью

22 февраля 2013 года в РСПП завершился двухдневный информационно-методический семинар для региональных отделений и общероссийских отраслевых объединений, входящих в состав РСПП.

Основным итогом первого дня семинара стали продуктивные дискуссии участников, выработка новых подходов к деятельности региональных отделений РСПП.

На второй день семинара особое внимание участники мероприятия уделили вопросам взаимодействия предпринимателей с властью. С докладом на эту тему выступил директор региональных программ Открытого Правительства РФ А.В. Полосин. Он подробно осветил работу механизмов, помогающих осуществлять непосредственную связь между властью и бизнесом. В прямом взаимодействии заинтересованы обе стороны, постоянно совершенствуется законодательная база, в том числе и благодаря инициативам членов РСПП.

В выступлении полномочного представителя Правительства РФ в высших судебных инстанциях М.Ю. Барщевского основное внимание было уделено сложностям, которые возникают у предпринимателей с правоохранительными органами. М.Ю. Барщевский полагает, что экономические преступления должны караться штрафами, а не тюремными заключениями. Кроме того, бизнес необходимо оградить от чиновничьего произвола. «Вопрос ответственности госорганов за имущественный ущерб предпринимателям прорабатывается в Кремле», — заявил Барщевский. Как именно будет решен этот вопрос, зависит и от усилий бизнес-сообщества, в частности от РСПП, уверен известный правозащитник.

О проекте инвестиционных стандартов рассказал директор по развитию партнерской сети автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив» А.А. Пироженко. Существует набор практик, которые показали свою эффективность по привлечению инвестиций, в частности в Калужской и Тульской областях. Эти практики будут внедряться и в других регионах, их пилотная апробация проходит при активном участии РСПП.

Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина подробно осветила деятельность работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Она рассказала, как проводятся экспертизы проектов, и ответила на вопросы слушателей.

Эксперты оргкомитета премии «Регионы — устойчивое развитие» ознакомили участников семинара с условиями, на которых предприятия могут получить финансовую поддержку Сбербанка для реализации деловых проектов.

Выступая с заключительным словом, исполнительный вице-президент РСПП В.М. Черепов отметил, что работа семинара оказалась весьма продуктивной. Участники пришли к общему мнению о том, что подобные мероприятия нужно проводить чаще, они очень помогают в практической работе на местах.

По сообщению пресс-службы РСПП