Снова Сильвио
Рубрика | Сюжет месяца / Вокруг России
Текст | Тимур ХУРСАНДОВ
В Италии нет другого лидера?
Парламентские выборы в Италии пройдут 24–25 февраля. Кто будет их главной «звездой», понятно уже сейчас. Несмотря на то, что ранее Сильвио Берлускони, уже трижды побывавший председателем Совета министров страны, клятвенно пообещал, что завязал с участием в выборах, ему «пришлось» передумать, так как, по его собственным словам, «другого лидера нет». Звучит, конечно, крайне нескромно и напыщенно, но похоже, что на сегодняшний день в Италии это действительно так.
Дворец Киджи опять свободен
Когда в конце 2011 года в разгар кризиса место Сильвио Берлускони занял известный экономист Марио Монти, многие увидели в нем чуть ли не мессию. Действительно, послужной список у него более чем впечатляющий — профессор экономики многочисленных университетов, больше десяти лет работы в Еврокомиссии, пожизненный сенатор Италии. Кому же, как не ему, вытаскивать страну из серьезных финансовых неприятностей?
Но чуда, естественно, не произошло. Монти честно попытался воплотить в жизнь пакет жестких антикризисных мер, но итальянцам очень не понравилась идея сокращения государственных расходов, увеличения пенсионного возраста, изменения Трудового кодекса.
Стремительного и яркого выхода из кризиса не получилось, хотя надо отдать правительству страны должное — ситуацию удалось стабилизировать, причем исключительно своими силами, без помощи Европейского центрального банка. Но на такие мелочи итальянцы внимания не обратили, и в результате уже через год после вступления в должность премьер-министр Монти столкнулся с тем, что внутри страны его поддерживают все меньше и меньше — рейтинг популярности премьера рухнул с 62 до 33%.
Самая крупная парламентская партия «Народ Свободы» во главе с Берлускони не преминула этим воспользоваться, выразив недоверие правительству. Монти ничего не оставалось, кроме как подать в отставку, выторговав напоследок одно условие — парламент должен сначала принять бюджет на 2013 год.
И вскоре президент Италии Джорджо Наполитано объявил, что в связи с роспуском правительства в стране пройдут досрочные парламентские выборы. И главным действующим лицом на них будет вовсе не Монти, а тот, кого он совсем недавно триумфально выселил из дворца Киджи.
Свадебный премьер?
Непотопляемый. Такое прозвище Берлускони получил уже давно. Достаточно сказать, что по времени пребывания на посту премьер-министра Италии он уступает только фашистскому диктатору Бенито Муссолини да еще Джованни Джолитти, руководившему правительством на стыке XIX и XX веков.
Каждый раз, когда Берлускони уходил в отставку, судился, оправдывался после сексуальных скандалов или случались другие неприятности, все думали, что уж этот раз точно последний и Сильвио больше не выкарабкаться. Так было и в ноябре 2011 года, когда на пике финансово-экономического кризиса ему пришлось сложить с себя полномочия премьер-министра. Но не прошло и двух лет, а Берлускони снова на коне.
Во всяком случае, его правоцентристская коалиция имеет все шансы выступить успешно. Первая победа уже одержана — «Народу Свободы» удалось договориться, что в связке с ним на эти выборы пойдет «Лига Севера», ультраправая партия, популярная в ключевых, промышленно развитых регионах страны.
Для этого Берлускони даже пришлось поступиться потенциальным местом главы правительства, во всяком случае, пока. Сильвио великодушно заявил, что в премьер-министры не метит и готов отдать эту должность лидеру «Народа Свободы» Анджелино Альфано. Сам же Берлускони якобы будет довольствоваться портфелем министра экономики и финансов. «Я уже определил преемника, это — Альфано. Премьер-министром я уже был и, если мы победим, стану министром экономики», — сказал он.
Небывалая для политика скромность? Скорее, холодный расчет. Ведь даже человеку, имеющему крайне смутное представление об итальянской политике, абсолютно ясно, кто в этом тандеме будет ведущим. Вообще такая конструкция — премьер-министр Альфано и министр экономики и финансов Берлускони — может долго и не протянуть. Все будет зависеть от того, насколько первый готов играть роль свадебного генерала при втором. Если Альфано не против, то какое-то время власть в Италии будет устроена так, как еще совсем недавно было в России, и продолжаться это может хоть несколько лет. Но если вдруг у него взыграет самостоятельность, то тогда ему сразу покажут, кто в доме хозяин.
За этим, вероятно, последует отставка кабинета министров, и вот в этот момент у Берлускони будет прекрасная возможность, представившись спасителем отечества, вернуться в премьерское кресло.
Препятствия политические и судебные
Но все это разговоры пока теоретические, потому что выборы надо еще выиграть. Опросы общественного мнения показывают, что правоцентристы — не безусловные фавориты. Пока лидируют левые — Демократическая партия во главе со старым коммунистом Пьерлуиджи Берсани может набрать почти 40%, и в оставшееся время правоцентристы, у которых, как ожидается, будет чуть менее или чуть более 30%, вряд ли смогут сильно сократить разрыв.
А вот предвыборные расклады для верхней палаты парламента, которая формируется и по пропорциональному принципу, уже другие. Так, например, в Ломбардии, где проживает шестая часть всего населения Италии, «Народ Свободы» и «Лига Севера» — неоспоримые лидеры. Это тем важнее, что именно этот регион имеет самое крупное представительство в сенате. Да и в нижней палате какую-то часть голосов у левых может оттянуть Монти, заявивший о создании своей правоцентристской партии, которая будет баллотироваться на февральских выборах.
С учетом этих факторов совсем не кажется невероятным, что скоро нового министра финансов Италии будут звать подозрительно знакомо. В пользу Берлускони играет и то, что итальянцы при всей свойственной южному темпераменту любви к бурной политической жизни к самим выборам относятся более чем прохладно. И в случае очередного правительственного кризиса многим может показаться, что старый добрый Берлускони не такая уж плохая альтернатива бесконечным голосованиям и сменам курса.
Другое дело, что возвращение во власть на этот раз не обойдется для него без серьезных препятствий. Главное из них — новое законодательство, которое незадолго до своего ухода сумел протолкнуть Монти. Один из его декретов прямо запрещает людям с судимостью участвовать в выборах любого уровня. А у Берлускони одна как раз уже имеется — суд Милана признал его виновным в финансовом мошенничестве и уклонении от налогов и приговорил к году заключения. Пока обойти этот пункт удалось благодаря апелляции, из-за которой приговор до сих пор так и не вступил в силу.
Но на носу у Берлускони другое судебное разбирательство по так называемому делу Руби, в рамках которого бывшего премьера обвиняют в связях с несовершеннолетней девушкой по вызову. Самое досадное — то, что вердикт по этому делу будет вынесен как раз в преддверии голосования и может нанести удар по и без того небезупречной репутации Берлускони. Он пытался добиться перенесения слушаний до окончания выборного периода, но не получилось.
И все же сам Берлускони, судя по всему, не очень расстраивается по этому поводу — в конечном счете против него уже выдвигалось столько обвинений, распалось столько уголовных дел, сколько на счету далеко не у каждого рецидивиста. А он раз за разом возвращался на самый верх власти. Есть впечатление, что сможет и на этот раз.