Пробил час нано
Рубрика | Приборостроение
Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
Позитивное влияние благоприятно развивающейся экономической ситуации в России стало определяющим фактором возрождения такой базовой отрасли промышленности, как приборостроение.
Экономический спад девяностых, долгие годы бездействия болезненно отразились на российской промышленности. И не только отставанием от мирового уровня, но и потерей рынков сбыта, ведь свято место не бывает пусто, вот его и заполнила зарубежная продукция. Особенно Запад, а в чем-то уже и Восток оторвался от российского уровня в области приборостроения — как по части технологий, так и по части материалов, в итоге основательно заняв наш собственный рынок. Опять потребовалось догнать и перегнать и при этом возродиться. А приборостроение отрасль наукоемкая — без новых идей, квалифицированных рабочих и инженеров, без глубоких научных изысканий, без финансирования она существовать не может. А где все это взять?
Изобрести, произвести, продать
Лучшие российские специалисты в области высоких технологий всегда высоко ценились на Западе, там они массово и оказались, когда у себя дома стали невостребованы. Тем, кто остался, чтобы выжить, пришлось сменить профессию. Так, к моменту оживления отрасли в России образовался кадровый вакуум. Проблема усугублялась отставанием по всем позициям: наука и техника не стояли на месте все наше пустое десятилетие, а в области высоких технологий развитие было особенно стремительным.
Но опускать руки было нельзя. Приборостроение — важнейшая отрасль экономики, и стране потребовался колоссальный набор продукции: измерительные приборы, различные анализаторы, средства представления и обработки сигналов, преобразования информации, устройства регулирования и автоматизации управления и так далее и так далее. Все это стало нужно изобретать и производить, причем на уровне мировых стандартов, но по отечественной цене. Иначе на всем российском производстве можно было бы ставить крест.
Эта опасность сохраняется и сейчас, хотя приборостроители уже не раз доказали свою состоятельность. Яркий пример. Аппаратура для научных исследований быстро протекающих ядерных процессов — это штучное производство, мало освоенное в мире. Такая аппаратура нужна, например, для исследования новых видов энергетики, основанных на управляемом термоядерном синтезе. Неожиданное «гражданское» применение нашли разработки в области нейтронного инициирования ядерных зарядов — в геологоразведке и медицине. Геологи используют метод нейтронного каротажа, который позволяет с высокой точностью доразведывать месторождения с помощью зонда, определяющего границы нефтегазовых или других пластов. Один российский нейтронный генератор установлен на американский марсоход «Кьюриосити» и уже ищет на Марсе воду. В 2014 году его собрат отправится на Луну в рамках новой российско-индийской лунной программы.
Спасли и сохранили
Время и настоятельная необходимость поставили перед нынешним поколением приборостроителей одновременно столько амбициозных новых задач, сколько, пожалуй, не наберется ни в какой другой области науки и производства. Это создание современных средств измерительной техники с очень малой степенью погрешности, которые позволяют решать вопросы главного направления — нанотехнологий. Это создание методов измерения оптических, механических, радиационных параметров новых материалов и приборов, без которых современная промышленность развиваться не может.
Да, мы отстали, но не навсегда. Потому что стране удалось сохранить приборостроительную производственную базу. Не продали, не сдали под склады и офисы, как это происходило повсеместно. Нашлись специалисты с техническими идеями, умеющие организовать производство. К делу подключилась и оборонка с ее уникальными возможностями.
Все это дало возможность быстро наладить выпуск приборов первой необходимости, и ныне этот процесс пребывает в активной стадии роста. Основа отрасли — более 30 российских предприятий. Самые крупные из них расположены в Москве, Барнауле, Новосибирске, Саранске. Ассортимент их продукции растет вместе с качеством и в полном соответствии со степенью востребованности. Перечислить все наименования невозможно, а если оперировать группами, то они в основном таковы:
— Измерительные приборы (манометры, вакуумметры, датчики давления, преобразователи давления, цифровые комплексы для измерения давления, вольтметры, тесламетры, измерители звука, веберметры, измерители скорости воздуха и т.д.).
— Бытовые приборы (электромиксеры, электромясорубки и проч.), приборы для медицины (воздушные стерилизаторы, ультразвуковые аэрозольные ингаляторы, приборы магнитооптической терапии, аппараты для физиотерапевтических процедур).
— Приборы для регуляции и контроля технологических процессов, для автоматизации процессов (электромагнитные, клапаны, пирометры, дозировочные насосы, агрегаты и фильтры, приборы пневматики и др.).
— Чувствительные элементы (мембраны, сильфоны).
— Оборудование для АЭС.
— Электрическая техника для переработки сельхозпродуктов и прочее оборудование для сельского хозяйства (зернодробилки, сепараторы, маслобойки и др.).
— Коллекторные электродвигатели, автокомпрессоры.
Заметим к тому же, что при создании приборных устройств широко используются новые конструкционные материалы: сверхчистые, сверхтвердые, жаропрочные, порошковые, полимерные и другие материалы, позволяющие резко повысить технический уровень, надежность, а также снизить затраты на производство. Значит, потребовалось наладить производство таких материалов, и эта задача тоже была выполнена.
Передовые технологии сегодняшнего дня и ближайшего будущего: нанотехнологии, современные телекоммуникации, создание космических аппаратов нового поколения, биотехнологии, призванные на борьбу с неизлечимыми болячками человечества, формируют приборостроение нового поколения, где пороги и качество измерения физических величин соизмеримы с размерами атомов, а скорости соизмеримы со скоростью распространения света. Здесь требуются огромные капитальные вложения, которые могут сделать большой бизнес либо государство, а лучше — все вместе, так как именно на этом направлении и на этой базе строится технологическое будущее России.
Конкурентная проницательность
Основные рынки сбыта продукции приборостроительных заводов России — это предприятия энергетики, газовой и сельскохозяйственной промышленности, медицинские учреждения. Здесь при наличии равного по технологическому уровню предложения помогает госзаказ. Сложнее дело обстоит с электронной бытовой техникой, игровыми автоматами, тестовым и измерительным оборудованием, где жесткая конкуренция с аналогичными импортными товарами, и не всегда отечественный производитель в состоянии предложить лучшую цену, тем более если конкурент — Китай. Сейчас активно развиваются средства досмотра: безопасность стоит любых денег. Новейшие разработки в этой сфере должны в ближайшее время оказаться востребованными — благодаря Федеральной программе «Государственная граница Российской Федерации» (на 2012–2020 годы) и Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте.
Здесь для отечественных приборостроителей открываются огромные возможности. Например, мировой рынок досмотровых систем, по оценкам экспертов, сегодня — около $2,5 млрд в год, а его ежегодный рост предположительно составит 5–7% вплоть до 2030 года. Российские предприятия вполне могут претендовать на долю этого рынка, конечно, при наличии серьезных преимуществ. В любом случае нам следует четко представлять, что будет востребовано и в нашей стране, и в мире в ближайшие 20 лет. Так — догоним, перегоним и победим!