Мандат доверия ЦБ России

9Рубрика | Регулирование

Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

С начала осени в деловом мире активно обсуждается идея создания в России финансового мегарегулятора. Предполагающаяся новация вызывает много вопросов, и главный из них — будет ли новая структура работать быстрее и эффективнее.

Рассматриваются разные варианты создания мегарегулятора — как передача полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Банку России, так и выделение надзора за банками из функций ЦБ. Ход дискуссии комментирует вице-президент Ассоциации региональных банков РФ Александр Хандруев:

— Конфликт интересов, который возможен между отдельными участниками процесса, вполне решается за счет создания финансового комитета.

Есть обстоятельства, которые стоят выше любых документов. Это уже третья попытка запустить институт регулятора в финансовом секторе России. Первая попытка была сделана в 1998–1999 годах. Вторая попытка — в 2006 году.

И вот теперь третья попытка. Первый раунд обсуждения по вопросам был очень своевременным и очень полезным. Были определены основные ключевые позиции, по которым могут возникнуть разногласия, приведена позиция профессионального сообщества, что тоже очень важно. Это был поиск решений, и во главе угла — анализ ситуации и возможных последствий тех рисков, которые связаны с глубинной, серьезной реорганизацией системы надзора и регулирования финансового сектора. В каждой стране реорганизация организационной структуры в деятельности финансового сектора сопряжена с поиском нестандартных решений, потому что нельзя под одно какое-то общее правило подвести систему регулирования — в России ли, в Германии ли, США, Великобритании или других странах. Накоплен опыт, который необходимо учесть, учесть специфику нашей страны.

Я думаю, что разумные варианты лежат между тем, чтобы не пилить Банк России, с учетом того, чтобы в этой модели были учтены в полной мере особенности регулирования надзора за деятельностью небанковских финансовых учреждений, и второй моделью, созданием на базе ФСФР, возможно, агентства при ЦБ. Я считаю, что это путь более затратный, и самое главное, что он не приведет к достижению конкретных целей повышения эффективности, особенно в свете того, что перед Россией стоят очень серьезные задачи в сфере эффективности финансового сектора, привлечения инвестиционных ресурсов и в перспективе — создания финансового центра.

Поиск решений еще продолжается, эти два варианта я считаю наиболее приемлемыми. Или мы доверяем Центральному банку, даем ему мандат, либо мы создаем какое-то непонятное существо.