Безопасность с приемлемыми издержками

10Рубрика | Законопроекты

Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

Рассматриваются изменения в Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

На рассмотрении в Думе находятся изменения в Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Их комментирует первый зампредседателя Комитета по промышленности Владимир Гутенев:

— В Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» инициирован перечень поправок. Они не только приведут российское законодательство в соответствие с европейскими нормами в связи с вхождением в ВТО, но и будут способствовать рациональному балансированию экономической заинтересованности и ответственности при эксплуатации опасных объектов.

Целый блок изменений и дополнений в законопроект поступил от экспертного сообщества. В привлечении компетентных специалистов к обсуждению законодательных инициатив есть и здравый смысл, и мудрость, поскольку у профессионалов, как правило, более четкое понимание не только положительных эффектов от тех или иных предложений, но и возможных рисков и угроз.

Именно поэтому при Комитете по промышленности Госдумы были сформированы экспертные советы по развитию различных отраслей, которые возглавили мои коллеги по депутатскому корпусу — Олег Савченко, Владимир Омельченко, Николай Сапожников — и я.

Сегодня Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль за 292 тысячами опасных производственных объектов. И, как отмечают эксперты, основная системная проблема в плане надзора — дифференциация требований промышленной безопасности в зависимости от категорий опасных производственных объектов.

Корректировка закона позволит существенно снизить неоправданные издержки предприятий, создаст стимулы к модернизации отечественной экономики и одновременно приведет к надежному управлению технологическими и экономическими рисками производственной деятельности.

Уточнение критериев идентификации опасных производственных объектов, в частности, важно для приведения их в соответствие с законодательством Европейского союза с его классификацией опасных производственных объектов по 4 классам опасности, исходя из степени риска возникновения аварии и масштабов возможных последствий.

В то же время, работая над законопроектом, мы понимали необходимость найти золотое сечение, чтобы, с одной стороны, избавить промышленное производство и инвестиционную деятельность от избыточного администрирования, которое часто без достаточной необходимости тормозит производство, с другой — ни в коей мере не допустить снижения уровня безопасности.

Если Государственная дума примет закон, к I классу опасности будут отнесены чуть более тысячи объектов, ко II — около семи тысяч, остальные получат III и IV классы опасности. Для двух последних классов вводится уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов и исключается обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий — эта ответственность будет осуществляться за счет обязательного страхования и участия в СРО.

В отношении производственных объектов I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов I и II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности — раз в три года. Плановые проверки объектов IV класса опасности производиться не будут.

Главными станут требования проектной документации, а необходимость проведения экспертиз и получения разрешений потребуется только в случаях, оговоренных законом. Эти нормы должны ликвидировать избыточные технические барьеры для деятельности на опасных производственных объектах. Данная новация позволит серьезно сократить количество экспертиз и разрешений, что само по себе даст значительный экономический эффект.