Юрий КОТЛЕР: в новой эффективной стране должны работать новые эффективные люди

53-54Рубрика | Кадровая политика

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Руководитель программы «Кадровый резерв “Единой России”» и АНО «Кадровый резерв» — о формировании современной элиты.

 

О поиске элиты

— Кадровый проект «Единой России» — не только и не столько для власти. Наша задача — в первую очередь поиск новых интересных людей и предоставление им возможности для самореализации.

Кто-то хочет идти в политику, кто-то во власть, кто-то заниматься общественной деятельностью, кто-то продолжать делать карьеру в бизнесе. Основная задача проекта — это поиск людей и предоставление им максимальной возможности для дальнейшего развития.

Проект ориентирован на поиск не по профессиям, а по компетенциям, и поэтому в него попадают люди самых разных категорий — от менеджеров до врачей. «Кадровый резерв» — это не список, это общероссийская поисковая система, которая может быть адаптирована под новые задачи.

В новой эффективной стране должны работать новые эффективные люди, новая элита. Ее поиском мы как раз и занимаемся.

Когда мы говорим об элите, мы говорим не только о людях во власти, мы говорим в том числе о большом количестве социально активных молодых людей, которые станут для этой элиты базой.

А чтобы попасть в базу проекта, нужно просто заполнить анкету онлайн, и все дальнейшие шаги прописаны на нашем сайте.

Для оценки кандидатов мы специально разработали систему критериев, которая называется КРАЙ. Это матрица, которая позволяет оценивать людей по четырем характеристикам: компетентность, развитость, активная жизненная позиция и интеллект.

О главном заказчике

— Сегодня «Единая Россия» — одна из самых динамично развивающихся общественных структур, и возможности, которые созданы для карьерного роста, в партии очень большие.

Если выражаться языком коммерческих структур, то «Единая Россия» на сегодняшний день является одним из самых привлекательных работодателей. К сожалению, мне нечего сказать про другие партии, я считаю, что отсутствие у них кадровой ротации — это медицинский факт, что очень печально.

О спросе на лауреатов

— «Единая Россия» обращается к нам за консультациями и кандидатами практически по всем новым появляющимся вакансиям.

Также мы работаем с большим количеством заказов от региональных властей. Один из свежих примеров — заказ Правительства Москвы примерно на три десятка вакансий, в том числе глав департаментов.

Всего за последние годы произошло более четырехсот новых назначений лауреатов проекта, из них порядка четверти — это была работа по поиску людей на конкретные позиции.

50% лауреатов нашего проекта беспартийные, и многие из них с помощью проекта получили новые высокие назначения. При этом хочу отметить, что 7% беспартийных, принимающих участие в проекте, за последние полтора года приняли решение вступить в партию «Единая Россия».

Об иностранном опыте

— Когда мы запускали проект, мы проанализировали опыт большого количества стран и коммерческих организаций.

Если говорить про страны, то самой совершенной системой кадрового резерва является система в Сингапуре, правда, в стране проживает всего 3 млн человек на территории 700 кв. км, что существенно упрощает работу.

О советском опыте

— В Советском Союзе была очень эффективная система кадрового резерва, к сожалению, коммунистическая идея эту систему испортила.

Анализ всего опыта, который мы провели, показал, что любая система все-таки вторична, потому что это технология, а первичны люди. Качество человеческого капитала — это то, что гарантирует успех или неудачу любого такого проекта.

К счастью, России удалось сохранить человеческий капитал, несмотря на все потрясения, а наша задача — его развить и умножить.

Об эффективности госслужащих

— Эффективность госслужащих нужно кардинально повысить. Граждане должны знать, чем занимаются чиновники, а чиновники должны помнить всегда, что работа на благо общества — их основная задача и общество их нанимает только для этого. Любые меры в этом направлении могу только приветствовать.

Об отборе чиновников

— Необходимы прозрачные процедуры для отбора чиновников. В рамках работы кадровой подгруппы Открытого правительства идея выдвижения кандидатов на государственные должности на конкурсной основе была выдвинута, получила одобрение Дмитрия Медведева, и, мне кажется, она правильная.

Там есть две составляющие. Первая: безусловно, любой руководитель должен иметь много возможностей объективной оценки своих подчиненных, и конкурс — это наиболее правильный механизм на сегодняшний день. Второе: есть элемент открытости, который гораздо важнее.

Это две составляющие конкурса для отбора специалистов. А отбираться должны профессиональные управленцы, компетентные, честные и т.д. — список критериев большой, и сам список должен быть открытым, понятным и несложным, чтобы люди понимали, по каким критериям кандидаты отбираются и почему они попадают на те или иные должности.

Я надеюсь, что результаты такого конкурса будут продуктивными. Важно сделать несколько пилотных проектов на министерствах, агентствах.

Есть два аспекта этого процесса. Первый: надо запустить такие процедуры, которые действительно позволят отбирать интересных, профессиональных людей. Второе: необходимо, чтобы высшие руководители поверили в эффективность конкурсного механизма и стали этих людей назначать. Если эти две вещи совпадут, тогда, безусловно, нас ждет успех.

Если правильно построены процедуры и речь идет о тех должностях, на которые можно проводить конкурс, очевидно, что есть позиции, которые не могут замещаться по конкурсу. Конкурсы надо начинать — все равно с чего. Для госкорпораций вопрос прозрачности таких процедур, вопрос эффективности менеджмента стоит острее, чем для министерств, просто надо начать. Если будет видно, что получается сейчас, очевидно, что следующим шагом могут быть госкорпорации, и это будет правильно.

О критической массе

— В управлении, как и в физике, существует понятие критической массы. Если мы хотим добиться эффективного чиновничества, нужна критическая масса новых эффективных чиновников, которая будет менять всю систему. Объем этой критической массы нам неизвестен, это может быть 10%, а может 25% и больше. Думаю, что наш проект через какое-то время даст ответ на этот вопрос…

 

КОТЛЕР Юрий Юрьевич родился в 1968 году. В 1990 г. с отличием окончил международное отделение факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1989–1990 гг. обучался в Университете им. Карла Маркса в Лейпциге по специальности «Международные отношения». В 1992–1994 гг. прошел стажировку и курсы по связям с общественностью и управлению восприятием в Корпоративном университете Берсон-Марстеллер (США).

В 2003 г. прослушал курс для руководителей «Лидерство и управление талантами» на кафедре лидерства INSEAD в Фонтенбло (Франция). В 1990–1993 гг. занимался журналистской деятельностью: вначале в качестве экономического обозревателя и корреспондента главной редакции экономических проблем АПН и РИА «Новости», ассоциированного корреспондента журнала «Тайм» и газеты «Нью-Йорк таймс», затем руководя русской версией экономического еженедельника «Файненшл и бизнес ньюс».

В 1993–1994 гг. заместитель директора по корпоративному управлению «Бозелл СМГ» и директор по корпоративному управлению и правам акционеров «Берсон-Марстеллер».

В 1994–1995 гг. пресс-секретарь Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве при Госкомимуществе РФ.

В 1995–1997 гг. пресс-секретарь Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В 1997–1998 гг. директор по связям с общественностью и советник председателя совета директоров ЗАО «Интеррос-Согласие», НПФ «Интеррос-Достоинство» и ЗАО «Интеррослизинг», впоследствии объединенных в холдинг «Интеррос-Финком».

В 1998–1999 гг. обеспечивал информационную и PR-поддержку проекта «Сценарии для России» в «Клубе 2015».

В 1999–2000 гг. являлся руководителем пресс-службы и советником председателя Совета Центра стратегических разработок, включая работу в избирательном штабе В.В. Путина.

В 2000–2003 гг. ассоциированный партнер и старший консультант компании Ward Howell.

В 2003–2006 гг. руководитель департамента по связям с общественностью МФО «Менатеп».

В 2006–2007 гг. являлся членом совета директоров ЗАО «Миэль Недвижимость».

В 2007–2008 гг. являлся вице-президентом управляющей компании «Тройка Диалог».

Руководитель проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны», советник председателя Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», член Генерального совета партии.