Реформа без формулы

13Рубрика | Взгляд на экономику

Текст | Сергей АЛЕКСАШЕНКО

Стратегия развития пенсионной системы больше похожа на тактический ход Минтруда.

Минтруда подготовило Стратегию развития пенсионной системы, в которой есть целый ряд сомнительных и ошибочных решений. Например, до сих пор не готова новая пенсионная формула. Без полноценных расчетов, построенных на базе понятной пенсионной формулы — объяснения того, как, по каким правилам, с какими коэффициентами будет исчисляться пенсия каждого россиянина в ближайшие 20 лет (ведь стратегия рассчитана на период до 2030 года), — вести речь о том, что стратегия может решить хоть какие-то задачи, невозможно. Правильнее даже сказать, что без пенсионной формулы стратегии нет вообще. Конечно, для макродискуссии можно закрыть глаза и поверить Минтруда, который утверждает, что с бюджетом Пенсионного фонда после реализации предложенной реформы все будет в порядке, но правильнее будет проверить. Но вот проверить без наличия пенсионной формулы не получится.

На мой взгляд, отказ от обязательной накопительной системы — двойная ошибка, стратегическая и тактическая. Стратегически неправильно строить будущую (до 2030 года) пенсионную систему в России на солидарных принципах, т.е. когда пенсионные взносы сегодняшних работников идут на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Такая система может работать в странах, где соотношение работающих и пенсионеров не меняется, а еще лучше — растет в пользу работающих. Тогда собираемые с растущих зарплат пенсионные взносы будут достаточны для выплат растущих пенсий. А Россия находится на пороге совершенно обратного процесса: через 3–5 лет соотношение работающих и пенсионеров начнет быстро меняться в пользу пенсионеров. И после этого Минтруда хочет доказать, что стратегия хорошо просчитана и устойчива в долгосрочном плане без повышения ставок налогов и пенсионного возраста? Кстати, к идее повышения пенсионного возраста, которую в Минтруда не стали использовать, я отношусь вполне нормально — конечно, при условии, что касаться это должно тех, кому сейчас не больше 35 лет.

Тактическая ошибка при отмене накопительной части пенсий состоит в том, что сегодня грамотный работодатель шестипроцентный страховой взнос может мысленно относить к стоимости рабочей силы и объяснять работникам, что их будущая пенсия привязана к размеру их сегодняшней зарплаты, выступая, таким образом, сторонником обеления зарплат; а вот после отмены накопительной части пенсий он сможет смело говорить им: «ваша пенсия от размера официальной зарплаты не зависит никак» — и быстро договариваться с ними о возвращении к зарплате «в конвертах». Впрочем, такая тактическая ошибка будет подороже многих стратегических!

Наши власти почему-то надеются, что используемый ими аргумент за отмену накопительной части пенсий — мол, накопительная продемонстрировала свою неэффективность — может кого-то убедить. И это при том, что первые получатели накопительной пенсии появились всего три месяца назад, а по-настоящему она заработает после выхода на пенсию людей, родившихся начиная с 1967 года. И при том также, что до настоящего времени именно эти самые власти, которые упрекают в неэффективности накопительную часть пенсий, не смогли создать инвестиционные возможности для пенсионных денег — про одни инфраструктурные облигации слышу лет пять, а, оказывается, даже нормативных документов не удосужились подготовить. И для ВЭБа, и негосударственных управляющих компаний существуют очень жесткие ограничения на инвестирование этих средств — главным образом в гос­облигации, доходность которых не выше инфляции. Если правительство изменит инвестиционные ограничения, тогда и результаты будут другие. При этом главным аргументом в пользу более высокой эффективности солидарной составляющей пенсии является примитивное проедание «нефтяных денег».

 

 

Алексашенко Сергей Вла­ди­ми­рович — старший научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ, директор НИУ ВШЭ по макроэкономическим исследованиям.

В 1986–1989 годах работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР. В декабре 1989 года защитил кандидатскую диссертацию.

В 1990–1998 годы работал в органах государственного управления СССР и РФ (ведущий специалист Комиссии по экономической реформе Совета Министров СССР, заместитель министра финансов России, первый заместитель председателя Банка России).

С 1999 по 2008 год работал на руководящих должностях в российских и международных бизнес-структурах (заместитель генерального директора ХК «Интеррос», президент группы «Антанта Капитал», президент «Меррилл Линч Россия»).

С декабря 2008-го — директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ.

С сентября 2001-го — член научно-консультативного совета Счетной палаты Российской Федерации.

С марта 2008-го — член консультативного совета при председателе Банка России.

С сентября 2009-го — член научного совета Московского Центра Карнеги.

С мая 1997-го — почетный профессор Цзилиньского университета, г. Чаньчунь, Китай.

Председатель совета директоров ОАО «Объединенная зерновая компания», член совета директоров ОАО «Аэрофлот» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».