Небезопасное образование

7Рубрика | Программы правительства

Текст | Евгения ИВАНОВА

Начата реализация госпрограммы «Развитие образования».

Правительство РФ приняло государственную программу «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Документ комментирует эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев:

— Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», запускающий государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, обсужден в Госдуме во втором чтении 11 декабря 2012 года.

У нас в 2009 году указом президента была принята Стратегия национальной безопасности до 2020 года. Главный вопрос в этом документе — вопрос развития образования, науки и производства. Уверен: люди, которые писали законопроект «Об образовании в Российской Федерации» и программу «Развитие образования», даже не взглянули в Стратегию национальной безопасности, тогда как очевидно, что все государственное законодательство должно основываться на этой стратегии.

Программа не имеет ничего общего со стратегией. Стратегия направлена на развитие. А программа констатирует то, что существует в стране. Там провозглашаются приоритеты, которые можно было выдвигать и 100 лет назад. Между тем понятно, что для развития государства в программу необходимо включить те элементы, которые позволяли бы двигаться вперед. В программе не прописаны рычаги, которые бы обеспечили развитие.

Кроме того, в программе нет конкретики. Все специалисты, которые ознакомились с ней, не обнаружили в ней содержания. Единственное, за что можно было зацепиться, — это критерий оценки эффективности мер, предложенных программой. Предлагается некий показатель оценки уровня образования, который базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как «отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ». По мнению авторов программы, этот показатель характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность предусмотренных государственной программой мер, направленных на снижение дифференциации в качестве образовательных результатов между школами.

Все эксперты схватились за голову: это формализм. К образованию это неприменимо, потому что, если допустить такие критерии, все займутся отчетами и перестанут учить детей.

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» нужно переводить в нулевое чтение, а на программе поставить крест. Это безликая программа. Когда есть документ существенный, но в нем имеются ошибки, то об этом можно говорить, а когда такая вот абсолютная пустота, то и говорить не о чем.

Возникает вопрос, зачем такая программа написана. Полагаю, на проекты и программы тратятся большие деньги. Если проводятся конкурсы программ, то речь можно вести об откатах. Заказ получает та организация, которая затребует меньше денег. Поэтому у нас получается так: «заборостроительные» техникумы получают заказы на создание образовательных программ.

Кстати, остается неясным, кто же автор этой программы. В преамбуле сказано, что ответственный исполнитель — Минобрнауки РФ, дата — 25 сентября 2012 года, непосредственный исполнитель — заместитель министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко. Но программу министерство писать не может. Программа — это продукт интеллектуальной деятельности, а министерство – управленческая структура.

Первое чтение прошло следующим образом. Был представлен законопроект от КПРФ. Оставили этот на второе чтение с условием проведения доработки ко второму чтению. Но когда стали смотреть, что это такое, то стало ясно, что это вещь неконцептуальная. Но все равно идет «по накатанной». Законопроект принят сразу во втором и третьем чтении 11 декабря. Если этот законопроект пройдет, то он потребует уйму дополнительных документов, которые необходимо разработать и принять, чтобы его запустить. Это породит лавину бумаг. И образование вообще остановится.