Гражданство для соотечественников

15Рубрика | Взгляд на общество

Текст | Александр СОКОЛОВ

Новая версия закона «О гражданстве» упрощает возможности получения российского гражданства соотечественниками.

Изменения в Федеральный закон «О гражданстве», вступившие недавно в силу, — важнейшее событие в миграционной политике последних лет.

Очень много людей находилось в 90-е годы в движении между республиками бывшего Советского Союза, и большинство из них ехали в Россию. Они стремились получить российское гражданство, понятно, в основном они ехали в Россию, в нашей стране получали гражданство.

До 2002 года получение гражданства было неупорядоченным. В сфере оформления гражданства подвизалось большое количество коммерческих фирм, часть из них работала не вполне легально.

Функции по выдаче паспортов передавались из ведомства в ведомство. Сначала их выдавало МВД, затем ФМС, подчиненная МВД. ФМС была вынуждена осуществлять проверку законности выдачи паспортов, проводимой ранее материнским ведомством. В ФМС появилась компьютерная база данных — с 2002 года стали заносить туда все данные о паспортах. И обойти ее стало невозможно.

Проверка ФМС привела к тому, что примерно 8 тыс. людей в год получали «письма счастья», в которых было написано, что они неправомерно обладают паспортом РФ и, следовательно, у них нет российского гражданства. За 10 лет практически 80 тыс. человек получили вот такие письма и перестали быть гражданами РФ…

Итак, до принятия данных поправок в Закон «О гражданстве» для того, чтобы ваш паспорт был законным, нужно, чтобы вы значились в базе ФМС. Если вас нет в базе, то ваш паспорт — филькина грамота. Но по тому же Закону «О гражданстве» и Конституции РФ единственным документом, подтверждающим наличие гражданства, является паспорт Российской Федерации.

По новой версии Закона «О гражданстве» те, кто получил статус и паспорт до 2002 года, считаются законными получателями паспортов, и их статус граждан Российской Федерации не оспаривается. Эта новая норма, по моим оценкам, касается 15 млн лиц, переехавших в Россию в 90-е годы в основном из республик бывшего СССР, над которыми висел дамоклов меч потери гражданства.

Экономические последствия этой нормы абсолютно очевидны — комфортное проживание граждан РФ на территории своей страны. Люди в состоянии нестабильности думали бы о переезде, и мы теряли бы трудоспособную часть населения. А человек, у которого решена проблема с его статусом, начинает более эффективно заниматься экономикой и демографией: рожать детей, платить налоги, строить бизнес…

Еще одно ключевое нововведение касается упрощенного способа получения гражданства для наших соотечественников. Россия по международному праву является правопреемницей СССР. К нам отошли все плюсы и минусы СССР: все загранимущество, посольства, место в Совете Безопасности ООН, ядерное оружие и все долги, какие были. Все люди, которые родились на территории бывшего Советского Союза, фактически имеют основания для того, чтобы претендовать на российское гражданство, отменив свое. И они получают возможность это сделать через упрощенную процедуру.

Экономическая выгода от принятия данной поправки в том, что она поможет упорядочить нелегальную миграцию. Никто в мире пока не придумал, как поставить препоны на пути нелегальных мигрантов, которых экономические причины заставляют стремиться в богатые страны. США построили стену на границе с Мексикой — через эту стену перепрыгивают, в ЕС установлен жесточайший миграционный контроль – его обходят всеми правдами и неправдами.

Человек ищет, где лучше. Люди из бедных стран едут в более богатые, туда, где есть работа, более благоприятные условия жизни. Если они не являются резидентами в стране, не имеют вида на жительство, то это благодатная почва для использования их в криминальном бизнесе. А потом потребуется борьба с этим криминальным бизнесом… Если мигранты будут иметь паспорта, если они будут полноправными гражданами, то они одновременно станут налоговыми резидентами. По крайней мере часть того, что они зарабатывают в России, будет отчисляться в российский бюджет.

Что касается новой ответственности нашего государства по социальной защите новых граждан, то, если сравнить их стоимость и объем тех налогов, которые будут эти люди платить, налоги окажутся раза в три больше, чем затраты на соцгарантии.

При этом мы должны отдавать себе отчет: за счет миграции бывших соотечественников из ближнего зарубежья мы не ликвидируем демографическую яму. Мы лишь уменьшим ее на 20–30%.

Яма слишком глубока. Да, увеличилась рождаемость, ситуация улучшается. Но хороший коэффициент рождаемости должен быть не меньше 2,5, а у нас 1,7…

 

СОКОЛОВ Александр Ва­лен­ти­но­вич  — член Об­ще­ствен­ной палаты РФ, президент Фонда содействия развитию международного сотрудничества, член Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Родился 4 августа 1970 года в Костроме.

В 1991 году окончил Ко­стром­ской государственный педагогический институт им. Не­кра­сова, историко-педагогический фа­куль­тет.

В 2008 году окончил Мо­сков­ский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.

В 1992–1997 годах зампредседателя Костромского областного комитета Российского союза молодежи. В 1994–1997 годах председатель Совета молодежных и детских объединений Костромской области. В 1997–2003 годах секретарь ЦК общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи».

В 2003–2005 годах второй секретарь ЦК общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи».

В 2003–2011 годах председатель Ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России». С 2007 года по настоящее время президент Фонда международного сотрудничества.