Независимые директора: 10 лет в России

Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Игорь РОЗАНОВ

Десять лет назад в России был принят Кодекс корпоративного поведения. Благодаря кодексу в российскую практику вошли принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которых построена система корпоративного управления в международных компаниях и впервые было дано определение понятию «независимый директор». Но любым, даже самым передовым зарубежным практикам требуется приспособление к российской действительности.

Российская практика корпоративного управления имеет свою специфику и подводные камни: наличие в большинстве компаний доминирующего акционера, неразвитость корпоративной культуры и другие «камушки». Поэтому сегодня российские компании нуждаются в предельно четких алгоритмах при привлечении к работе независимых директоров.

Алгоритм первый — формулирование требований к независимым директорам. На Западе, например, в Великобритании, требования к независимости очень жесткие, и практика соответствует требованиям. В России требования кодекса тоже жесткие, но практика идет своим путем. Зачастую оказывается, что директора, являясь независимыми формально, не являются таковыми по духу, не свободны в своих суждениях, находятся под влиянием личных коммерческих интересов или под воздействием авторитетных акционеров.

Постепенно к российскому бизнесу приходит понимание того, что формальный подход не приносит пользы. Успешные примеры показывают, что когда независимые директора в совете последовательно и профессионально отстаивают свою позицию и предлагают конструктивные решения, акционеры и бизнес от этого только выигрывают.

Любая компания, планирующая привлечь независимого директора, должна иметь четкие требования к его профилю. Эффективный независимый директор — тот, кто, прежде всего, независим в своих суждениях, способен своими идеями увлечь коллег и обладает подлинным опытом и пониманием бизнеса.

Алгоритм второй — привлечение независимого директора. Сегодня достаточно много желающих войти в советы директоров. Но далеко не каждый соответствует тем требованиям, которые предъявлены к независимым директорам.

В Ассоциацию независимых директоров (АНД) часто обращаются собственники и генеральные директора компаний с просьбой помочь найти независимых директоров, имеющих опыт в области привлечения финансирования, стратегического развития, маркетинга, управления человеческими ресурсами или корпоративного управления. В последнее время особую активность проявляют компании из таких сфер экономики как потребительский сектор, логистика, фармацевтика, строительство и машиностроение. На такие запросы найти решение порой бывает сложно. Дело в том, что многие управленцы пока не знают о существовании такой возможности для карьерного и профессионального развития.

Отчего так происходит? Как правило, российские собственники боятся отпускать своих ведущих топ-менеджеров в советы других компаний. Обратная ситуация наблюдается в международной практике, когда компании сами помогают перспективным менеджерам найти подходящий совет. Получая опыт принятия стратегических решений, такие управленцы быстро становятся более искушенными и результативными. Недостаточно внимания независимым директорам уделяется и со стороны СМИ.Как правило, эта тема всплывает в случаях «громких» назначений, как было этим летом, когда в совет директоров «Аэрофлота» вошел Алексей Навальный.

Кроме того, не хватает программ обучения и подготовки независимых директоров.

Алгоритм третий — оценка работы независимого директора. Целеполагание и оценка — важнейшие инструменты настройки работы совета. Какие цели поставить перед независимым директором? Как оценить эффективность его деятельности? Как правило, таких директоров приглашают для участия в решении следующих вопросов:

 – Формирование стратегии и помощь в развитии новых направлений бизнеса.

 – Содействие в создании эффективного акционерного контроля за деятельностью менеджмента.

 – Развитие отношений с ключевыми стейкхолдерами, партнерами и инвесторами.

 – Содействие в привлечении финансирования, подготовка компании к выходу на публичные рынки.

За последние годы появился целый ряд примеров успешной деятельности независимых директоров и в государственных, и в частных компаниях. Вместе с тем, многие компании рано сходят с дистанции и не могут реализовать свой потенциал. Поэтому, чем быстрее компании научатся правильно использовать современные инструменты управления, одним из которых являются независимые директора, тем быстрее российский бизнес получит дополнительные ресурсы для устойчивого, стабильного и прибыльного развития.

 

РОЗАНОВ Игорь — исполнительный директор Ассоциации независимых директоров.

До прихода в Ассоциацию независимых директоров работал в качестве руководителя высшего звена в международных компаниях в сфере B2C.

Независимый директор «Все­рос­сий­ского центра уровня жизни». Член комиссии Росимущества по подбору профессиональных директоров в компании с государственным участием.

Ведущий семинара Ассоциации независимых директоров «Эф­фективный независимый директор».

Специализируется на вопросах организации деятельности совета директоров.

Имеет диплом МВА Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, прослушал курс «Сертифицированный директор» Британского института директоров (IoD).